Как устроена наша память?

Главная страница » Как устроена наша память?

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Статья об устройстве нашей памяти, особенностях процесса запоминания информации и применении полученных знаний в процессе обучения.

Проблема школьного образования

Перед тем, как переходить к рассмотрению техник запоминания информации важно понять, как работает наша память.

Помните, в школе нам давали задания выучить стихотворение, список исторических дат, иностранные слова, но не объясняли, как это сделать?

Думаю, помните.

Проблема не в том, что учителя были злые и хотели, чтобы школьник помаялся, ломая зубы о гранит науки. НЕТ! Проблема в другом.

В педагогических ВУЗах этому просто НЕ УЧАТ. За годы обучения, молодому специалисту предлагают освоить азы будущей профессии, знакомят с методикой преподавания.
Вываливают на бедные головы студентов огромные массивы информации, но опять же не говорят, как это все запомнить.

А проблема снова та же. Преподаватели ВУЗов не могут предложить иных методов запоминания, кроме многократного повторения информации, т.е. «зазубривания».

Для того чтобы разорвать этот «замкнутый круг» в системе современного образования и восполнить пробелы в знаниях из этой области, необходимо вернуться к ОСНОВАМ работы головного мозга и тем процессам, которые в нем протекают.

ПАМЯТЬ – это один из психических процессов головного мозга, который отвечает за образование и сохранение связей между нервными клетками.

Как происходит запоминание информации?

Рассматривая упрощенную модель нашего мозга, можно выделить два важных компонента. Это НЕЙРОНЫ и СИНАПСЫ. Именно они принимают непосредственное участие в ПРОЦЕССЕ под названием ПАМЯТЬ.

НЕЙРОНЫ – это клетки головного мозга, которые могут отправлять и принимать электрические сигналы.

СИНАПС – это место контакта между двумя нейронами.

Чтобы было понятно, посмотрите на картинку.

нейроны и синапсы

Соответственно, когда мы пытаемся что-то запомнить, через клетки головного мозга начинают проходить электрические сигналы. Процесс ПАМЯТЬ как раз и отвечает за ФИКСАЦИЮ СВЯЗЕЙ между этими сигналами.

«Эй! А где же храниться вся информация?» – спросите вы.

Увы.… Тысячи великих умов уже не одно десятилетие пытаются определить место в головном мозге, где хранятся запоминаемые нами данные. Но, так и не могут его найти. Может плохо ищут, а может их там и нет.

Поэтому сейчас, большинство ученых сходится во мнении, что привычная для нас информация в виде слов и образов НЕ ХРАНИТСЯ в памяти, а ГЕНЕРИРУЕТСЯ головным мозгом в процессе активизации нейронных связей.

Другими словами. ПАМЯТЬ – это карта, на которую нанесены «маршруты» движения сигналов головного мозга.

И когда появляется соответствующий СИГНАЛ (СТИМУЛ), электрический импульс начинает движение по заранее сохраненному маршруту. Это как с навигатором. Один раз сохранил маршрут и можешь обращаться к нему снова и снова.

В качестве СИГНАЛА (СТИМУЛА) может выступать образ или звук, который запускает цепочку воспоминаний. Например, услышали мяуканье, представили образ кота и все что связано с этим образом. Также в качестве стимула могут выступать тактильные ощущения. Дотронулся маленький ребенок до раскалённого чайника. Ага, горячо! Отдернул руку. В памяти сформировалась новая связь ЧАЙНИК – ГОРЯЧО – УБРАТЬ РУКУ. В следующий раз, когда увидит чайник, вспомнит что было горячо, а если решит снова его погладить, то опять отдёрнет руку.

Вот так и работает наша память. Важно понимать, что в рамках одной статьи невозможно описать все нюансы, связанные с функционированием головного мозга. Поэтому для любознательных – велком читать специализированную литературу.

Прочитайте статью: “Как мы учимся?

Как правильно повторять?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, как все ЭТО пригодится нам для запоминания.

Во-первых, чем чаще активизируются связи между нейронами, тем сильнее электрический сигнал. То есть, чем чаще мы ВСПОМИНАЕМ информацию, тем сильнее она закрепляется в нашей памяти.

!! Ключевое слово здесь – ВСПОМИНАЕМ. Не читаем по десять раз учебник, а прочитали, закрыли и сидим, вспоминаем прочитанное. Непонимание этой особенности нашей памяти, приводит к тому, что мы часами зубрим, а результат чуть выше нуля.

Во-вторых, всегда при запоминании нужно создавать СВЯЗИ. Вы вряд ли сможете запомнить последовательность из 100 несвязанных цифр, а если и запомните, то не сможете долго удерживать их в памяти. А вот если эти цифры связать друг с другом, тогда вы сможете повторить их как в прямой, так и обратной последовательности. И хранить в памяти столько, сколько вам это нужно. А вот как это сделать, подробно описано в соответствующем разделе нашего сайта.