Политическая структура
Фараон – глава государства.
Жречество
Бюрократический аппарат:
- визири
- губернаторы провинций
- придворные вельможи
- писцы (комплектовались из менее знатных родов, учились в специальной школе г. Фивы)
Земледельцы-общинники (предоставляли людей для крупномасштабных общественных работ, отдавали излишек урожая)
Рабы
Социальная структура
Фараон – посредник между человеком и богами.
Власть фараонов обожествлялась, так как строгое соблюдение им предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов, влияющих на земледелие — отсюда обожествление фигуры правителя как воплощения бога Хора и сына бога Ра, в силу своей должности наделённого мистической силой, в первую очередь, способностью говорить с богами.
Смерть фараона описывалась как слияние плоти царя с солнцем:
«Поднялся бог к горизонту своему, царь Верхнего и Нижнего Египта… вознесся в небеса и воссоединился с солнцем; божественная плоть слилась с создавшим ее» – говорилось в «Повести о Синухете»
До образования Среднего царства только ему одному даровалась загробная жизнь, на которую можно было надеяться.
Слово «фараон» восходит к египетскому «per-aã», «великий дом», иносказательному обозначению высшей власти в том же роде, в котором мы употребляем выражения «Кремль» или «Белый Дом».
Только при Новом царстве титул «фараон» начали применять при обращении лично к монарху. Раньше этим словом обозначалось место проживания царя и его двора.
Дж. М. Робертс, О.А. Уэстад Мировая история С.85
Рабы
«Живые убитые» — такое название закрепилось за рабами в Древнем Египте. Они не имели никаких прав, у них не было земли и иного имущества. Рабы должны были работать на своего хозяина, в любой момент их можно было продать или купить.
Источники рабства:
- военнопленные
- долговое рабство
Источник
Дж. М. Робертс, О.А. Уэстад Мировая история С.86