Что посмотреть?
Финикия – “страна пурпура”
- 3 тыс. до н. э. — возникновение первых городов-государств на территории Финикии;
- 2 тыс. до н. э. — изобретение финикийского алфавита;
- 1500 – 1300 г. до н.э. – Финикия под властью Древнего Египта (см. Военные походы Тутмоса 3 (1500 г. до н.э.)).
- XIV в. до н.э. – усиление влияния Хеттского царства
- XIII – XII вв. – вторжение “народов моря” (около 1200 г. до н.э.)
- IX в. до н. э. — основание Карфагена, колонии в Северной Африке.
- VIII в. до н.э. – завоевание Финикии Ассирией
- VI в. до н.э. – завоевание Финикии Персидской империей
Географическое положение
Восточное побережье Средиземного моря.
Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски — Гебал) означает «гора», города Тира (по-финикийски — Цур) — «скала».
Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев.
Фактически Финикии никогда не существовало как единого государства — она состояла из многочисленных городов-государств на побережье Средиземного моря, отделённых друг от друга скалами.
Финикийские города-государства представляли собой небольшие оборудованные порты с мощными крепостями. У каждого города был свой правитель, законы, армия и флот.
Удобные гавани –> занимали господствующие позиции в международной торговле.
Древнейшие города-государства Финикии
Осевшие в различных местах побережья семитические племена длительное время жили в условиях первобытно-общинного строя, но к концу III тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства.
Каждое из этих государств имело в качестве экономического, политического и административного центра какой-либо портовый город.
Угарит
Он был расположен к югу от устья реки Оронта, напротив северо-восточной оконечности острова Кипр и на скрещении морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию.
Арвад
Южнее Угарита, на острове близ материка, напротив Кипра, находился город Арвад. Островное положение этого города способствовало сохранению им независимости в войнах того времени; так, Арвад, не был завоёван фараонами XVIII династии, подчинившими себе всю остальную Финикию.
Библ
Почти в центре финикийского побережья был расположен город Библ, который с древнейших времён находился в тесной связи с Египтом. Ещё в III тысячелетии до н. э. вывоз финикийских товаров в Египет производился главным образом через Библ.
Египетская культура пустила здесь глубокие корни. Библ был, по-видимому, наиболее древним из финикийских городов-государств.
В середине II тысячелетия дон. э. здесь создалось сравнительно большое государство путём подчинения Библом соседних небольших городов и поселений.
Египетские цари XVIII династии сделали Библ своим главным опорным пунктом на побережье. В Библе широко пользовались египетским иероглифическим письмом; кроме того, здесь было распространено особое, местное, слоговое письмо, а позже — линейный алфавит.
Сидон и Тир
Самыми южными городами Финикии были постоянно враждовавшие между собой Сидон и Тир, находившиеся неподалёку друг от друга. Оба города были защищены скалами от нападения внешних врагов.
Наиболее безопасным было расположение Тира, самого южного из финикийских городов. Он состоял из двух частей — поселения на материке и поселения на острове, отделённом от материка узким проливом.
На этот остров перебирались в случае вражеского нашествия все жители города, когда невозможно было спасти материковую часть поселения от разрушения. С помощью флота остров мог снабжаться водой.
Таким образом, Тир был недоступным для вражеской армии, не располагавшей сильным флотом.
Политическая система Финикии
Города-государства Финикии – стремились сохранить свою политическую самостоятельность. Сами финикийцы не имели единого самоназвания, обозначая себя «людьми такого-то города».
Выборы должностных лиц производились на основании имущественного ценза.
Подобный порядок существовал, в частности, в Карфагене, самой крупной северо-африканской колонии финикийцев, государственную организацию которой описал греческий философ IV в. до н. э. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
Крупные рабовладельцы Карфагена, свидетельствовал он, оправдывали лишение неимущих столь существенной части политических прав тем, что необеспеченный человек якобы «не может хорошо управлять делами и иметь для этого достаточный досуг».
«Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определённые части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость»
Существовало народное собрание.
Крупные рабовладельцы могли влиять на решения народного собрания, в т.ч. и путём подкупов.
Крупные рабовладельцы держали под своим контролем и царя, который не обладал деспотической властью царей Египта и Вавилонии.
Среди финикийских государств, по-видимому, имелись и олигархические республики. В источниках по отношению к ряду городов, как, например, к Арваду, говорится всегда лишь о «людях Арвада» и никогда не упоминается царь Арвада.
Ни одно из финикийских городов-государств не имело силы объединить всю Финикию в рамках единого государства. Шла постоянная борьба за политическое первенство.
Особенности хозяйственной жизни. Финикия.
Анналы египетского фараона Тутмоса III упоминают, что в гаванях захваченных им финикийских городов имелись корабли, которые затем использовались египетскими завоевателями как для перевозки войск, так и для отправки добычи в Египет.
Наряду с торговыми судами строились и гребные боевые корабли. Финикийцы были первыми, начавшими использовать рабов в качестве гребцов на судах.
Название финикийских кораблей – «галера».
Торговля
Товары для продажи:
- сушёная рыба, один из основных продуктов питания беднейшего населения древнего мира.
- самыми ценными были кедровые и дубовые леса Ливана. Они давали первоклассный кораблестроительный и поделочный материал, например для изготовления саркофагов, в которых помещались мумии египетских вельмож.
- Центром торговли строевым лесом являлся Библ.
- египетские источники сообщают о целебных растениях и о необходимых для бальзамирования смолах, привозимых из Финикии.
Города Финикии торговали не только местными товарами, но и вывозившимися из Малой Азии, с Кипра, Крита, из области микенской культуры в Греции и из Западного Средиземноморья.
Финикийские города рано сделались средоточием транзитной торговли в современном им мире.
- из Малой Азии – серебро и свинец, а позднее они вывозили оттуда железо.
- остров Кипр – главный поставщик меди. Вероятно, происхождение латинского слова «cuprum» (медь) связано с названием этого острова.
- Крит – предметы Эгейского художественного ремесла, а также продукты других стран Средиземноморья.
- Главным центром торговых связей с эгейским миром был Угарит, где, возможно, существовала даже постоянная микенская колония.
Земледелие
Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди.
Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов — Сидона означает «место рыбной ловли».
Особенно крупную роль в торговле играло вино превосходного качества.
Важным продуктом садоводства Финикии было оливковое масло.
Ремесло
Некоторые финикийские ремесленные изделия отличались высоким художественным совершенством.
- золотые и серебряные вазы, украшенные головами животных.
- стеклянные сосуды, изготовленные с применением стеклодувной техники.
- финикийские ткани.
- финикийцы первые стали из особого вида моллюсков добывать пурпурную краску и окрашивать ею шерстяные и льняные ткани.
Состав пурпурной краски, добываемой из моллюсков держали в секрете. Пурпурный цвет - один из символов царской власти.
Изобретение алфавита. Финикия.
Изначально использовали клинопись (позаимствовали в Месопотамии).
Для облегчения торговых записей финикийцы изобрели систему письма, которая была намного проще. В этой системе каждый знак был отдельной буквой и означал не слово, а один согласный звук. Гласные звуки пропускались. Все 22 буквы были расставлены в определённом порядке и составляли первый алфавит (2 тыс. до н.э.).
В дальнейшем многие буквы финикийского алфавита вместе с их названиями были заимствованы древними греками, которые стали обозначать знаками не только согласные, но и гласные звуки. Сначала греки писали одну строку справа налево, как финикийцы, а вторую — слева направо. Но очень быстро окончательно перешли к письму слева направо.
Большинство алфавитов современных языков свои корни ведут как раз от финикийской и греческой письменности.
Колонизация Северной Африки. Финикия.
Постепенно вся торговля в Средиземноморье оказалась в руках финикийцев. Финикийцы основывали благоустроенные колонии на побережье Средиземного моря.
Карфаген (814 – 241 г. до н.э.) – одна из самых крупных колоний, основанная в IX в. до н. э. жителями Тира. Позже этот город, находившийся в Северной Африке, стал столицей мощной державы.
Подобные финикийские колонии, имевшие целью обеспечение финикийской морской торговли, создавались в восточной части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились ещё во II тысячелетии до н. э.
Финикийцы проникли также в Сицилию и на остров Мальта. Были колонизованы отдельные пункты на побережье Испании, в том числе и на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис).
Рабство и рабовладение. Финикия.
В транзитной торговле Финикии большую роль играла работорговля.
Своими гражданами финикийские города-государства обычно не торговали, и случаи продажи детей из бедных семей за границу имели место лишь в голодные годы;
так, Рибадди, царь Библа, в своих письмах фараону Эхнатону сообщал, что сыновья и дочери народа Библа отданы в обмен на зерно за пределы государства.
Объектом купли и продажи были чужеземные рабы.
У древних народов финикийцы прослыли безжалостными работорговцами.
Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами — охотниками за людьми. Основная масса приобретавшихся рабов предназначалась для продажи с целью выплаты дани фараону.
Известно, например, требование египетского фараона, обращённое к правителю одного из финикийских городов,— отдать дочь и послать в Египет вместе с ней в качестве дара наряду с серебром, колесницами и конями ещё 20 первоклассных рабов.
Часть захваченных рабов оседала в финикийских городах.
- рабы могли применяться в ремесле, сельском хозяйстве с его террасообразной обработкой почвы на склонах гор.
- в домашнем хозяйстве
- рабы использовались также в гаванях в качестве грузчиков и чернорабочих;
- рабы использовались и на кораблях в качестве гребцов.
Судя по росписям фиванских гробниц в Египте, изображающим команды прибывших финикийских кораблей, можно предположить, что свободные финикийцы носили длинные волосы, а рабы должны были коротко стричь их.
Финикийская религия
Политическая раздроблённость Финикии, имела своим последствием то, что боги других городов НЕ были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну.
Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив.
Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).
Почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис).
В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое ценное для народа — дети и особенно первенцы.
Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства. Ещё в IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на стенах города были зарезаны в качестве жертв богам иноплеменники — македонские военнопленные.