Вопросы и задания
- Назовите причины и итоги церковной реформы Никона?
- Как вы считаете, почему церковные изменения привели к расколу в российском обществе? Опираясь на знание истории, сформулируйте не менее двух положений для доказательства этого утверждения.
Что почитать?
Что посмотреть?
Политический кризис в России в конце XVI – начале XVII века затронул и религиозные институты. Все больше накапливалось противоречий и разночтений в церковной литературе, обострялись идеологические разногласия среди духовенства.
Алексей Михайлович обратил внимание на эти проблемы и стал инициатором проведения преобразований.
Причины проведения церковной реформы
- Идеологический церковный кризис XVII века
- Многовековое переписывание книг от руки привело к опечаткам и искажениям.
- Стремление унифицировать церковные книги и обряды
- Крещение в России проводилось двумя перстами, в отличие от троеперстия в других странах.
- Церковные обряды осуществлялись многоголосно, что создавало трудности в восприятии.
Предпосылки к проведению церковной реформы
Разговоры о необходимости проведения церковной реформы шли ещё с XVI века.
- в 1518 г. переводчик Максим Грек, утверждал, что русские православные книги нуждаются в существенном исправлении по греческим и древнеславянским оригиналам.
- в 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван Стоглавый собор, на котором было решено разработать единый пантеон (собрание, свод) русских святых, переписать священные книги и ввести церковное единообразие в обрядах.
В XVI веке задуманные преобразования не были проведены и к их обсуждению вернулись уже в середине XVII века.
Основные события
Вокруг Алексея Михайловича, начинает постепенно собираться круг единомышленников, называвших себя “ревнителями древнего благочестия”, для подготовки религиозной реформы.
В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон (1605–1681), протопоп Аввакум (1620–1682) и другие.
Патриарх Никон
Развитие книгопечатания в России, позволяло достаточно быстро править религиозные книги, но возникали разногласия вокруг вопроса о том, что взять за образец для исправления.
Позиция Никона
Алексей Михайлович и архимандрит Никон предлагали взять за образец для исправления церковных обрядов и религиозных текстов греческие источники.
Другой точки зрения придерживался протопоп Аввакум.
Позиция Аввакума
Он считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. За основу предлагалось взять древнерусские книги.
Реформа патриарха Никона и её нововведения
В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, Никон становится главой Русской православной церкви.
В 1653–1655 гг. он провёл церковную реформу.
Основные нововведения:
- верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух.
- земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными.
- крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца.
- вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного.
- иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус.
- старые богословские книги и иконы, которые расходились с греческими образцами, уничтожались.
Раскол в Русской православной церкви
Нововведения в церковной жизни были неоднозначно восприняты обществом.
Против нововведений выступил протопоп Аввакум, который возглавил старообрядческое движение.
Аввакум родился в семье священника и был известен строгостью нравов и убеждений.
Раскол — движение в Русской православной церкви, возникшее в середине XVII в. и объединившее противников церковной реформы патриарха Никона.
Старообрядцы — православные христиане, которые отвергали церковную реформу патриарха Никона XVII в. и сохраняли верность старым обрядам.
Старообрядцы считали, что проведенная реформа разрушает устои православной веры, поэтому проявляли разные формы индивидуального и коллективного протеста, вплоть до самосожжения.
Они писали челобитные царю, но, видя, что Алексей Михайлович не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист – Царь и патриарх – «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу.
Многие монастыри присоединились к старообрядчеству.
1668-1676 гг. – восстание монахов в Соловецком монастыре
С.Д. Милорадович «Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», 1885 год.
Социальная структура старообрядческого движения была разнородной. В него входили представители боярства, купечества, а также служилые люди, крестьянство и духовенство.
Показательным, является пример боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой, которая лишилась всего имущества, социального статуса и жизни, но осталась верна своим взглядам.
«Боярыня Морозова». В. И. Суриков. 1884–1887
Церковный собор 1666–1667 гг. поддержал реформу Никона, предав проклятию всех, кто выступил против неё.
Протопопа Аввакума предали анафеме (церковному проклятию) и отправили в земляную темницу в Пустозерск, где он провёл 15 лет. Там Аввакум написал знаменитое литературное произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и много других работ.
В 1682 г. протопоп Аввакум и его сторонники были сожжены заживо по указу царя.
Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем
Конфликт между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном произошел в 1658 году. Причиной конфликта стало стремление Никона поставить духовную власть выше светской.
В одном из своих богословских произведений он сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, которая отражает свет Солнца.
Патриарх Никон демонстративно оставил свой пост и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, ожидая что царь одумается и попросит его вернуться.
По инициативе царя в 1666-1667 гг. был созван Церковный собор, который лишил Никона сана патриарха за самовольный уход с патриаршества.
С.Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год.
Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.
Ферапонтов монастырь, вид через озеро. Фото: CC BY-SA 4.0
Последствия церковной реформы и церковного раскола
- Церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол оказали значительные последствия на Русскую православную церковь и общество в целом.
- Реформа Никона привела к изменению обрядов, ритуалов и практик, что вызвало серьезное негодование и сопротивление со стороны приверженцев старых традиций.
- Раскол привел к крушению единства Русской православной церкви и созданию двух отдельных православных церквей – старообрядческой и новообрядческой.
- Последствия реформы и раскола были социальными, политическими и духовными, разделившими общество и вызвавшими множество конфликтов.
- Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
В целом, идеологический церковный кризис в XVII веке стал одним из самых существенных событий в истории русской православной церкви, который оказал значительное влияние развитие общества и государства.