Церковная реформа Никона и раскол православной церкви

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Вопросы и задания
  1. Назовите причины и итоги церковной реформы Никона?
  2. Как вы считаете, почему церковные изменения привели к расколу в российском обществе? Опираясь на знание истории, сформулируйте не менее двух положений для доказательства этого утверждения.
Что почитать?

Реснянский С. И. Русский религиозный раскол

Быковская Г.А., Черных В.Д., Злобин А.Н. Проблемы взаимоотношений государства и Церкви: историография церковного раскола XVII в

Что посмотреть?

Политический кризис в России в конце XVI – начале XVII века затронул и религиозные институты. Все больше накапливалось противоречий и разночтений в церковной литературе, обострялись идеологические разногласия среди духовенства.
Алексей Михайлович обратил внимание на эти проблемы и стал инициатором проведения преобразований.

Причины проведения церковной реформы

  • Идеологический церковный кризис XVII века
  • Многовековое переписывание книг от руки привело к опечаткам и искажениям.
  • Стремление унифицировать церковные книги и обряды
  • Крещение в России проводилось двумя перстами, в отличие от троеперстия в других странах.
  • Церковные обряды осуществлялись многоголосно, что создавало трудности в восприятии.

Предпосылки к проведению церковной реформы

Разговоры о необходимости проведения церковной реформы шли ещё с XVI века.

  • в 1518 г. переводчик Максим Грек, утверждал, что русские православные книги нуждаются в существенном исправлении по греческим и древнеславянским оригиналам.
  • в 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван Стоглавый собор, на котором было решено разработать единый пантеон (собрание, свод) русских святых, переписать священные книги и ввести церковное единообразие в обрядах.

В XVI веке задуманные преобразования не были проведены и к их обсуждению вернулись уже в середине XVII века.

Основные события

Вокруг Алексея Михайловича, начинает постепенно собираться круг единомышленников, называвших себя “ревнителями древнего благочестия”, для подготовки религиозной реформы.

В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон (1605–1681), протопоп Аввакум (1620–1682) и другие.

патриарх никон

Патриарх Никон

Развитие книгопечатания в России, позволяло достаточно быстро править религиозные книги, но возникали разногласия вокруг вопроса о том, что взять за образец для исправления.

Позиция Никона

Алексей Михайлович и архимандрит Никон предлагали взять за образец для исправления церковных обрядов и религиозных текстов греческие источники.

Другой точки зрения придерживался протопоп Аввакум.

Позиция Аввакума

Он считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. За основу предлагалось взять древнерусские книги.

Реформа патриарха Никона и её нововведения

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, Никон становится главой Русской православной церкви.

В 1653–1655 гг. он провёл церковную реформу.

Основные нововведения:

  • верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух.
  • земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными.
  • крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца.
  • вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного.
  • иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус.
  • старые богословские книги и иконы, которые расходились с греческими образцами, уничтожались.

Раскол в Русской православной церкви

Нововведения в церковной жизни были неоднозначно восприняты обществом.
Против нововведений выступил протопоп Аввакум, который возглавил старообрядческое движение.

Аввакум родился в семье священника и был известен строгостью нравов и убеждений.


Раскол — движение в Русской православной церкви, возникшее в середине XVII в. и объединившее противников церковной реформы патриарха Никона.

Старообрядцы — православные христиане, которые отвергали церковную реформу патриарха Никона XVII в. и сохраняли верность старым обрядам.

Старообрядцы считали, что проведенная реформа разрушает устои православной веры, поэтому проявляли разные формы индивидуального и коллективного протеста, вплоть до самосожжения.

Они писали челобитные царю, но, видя, что Алексей Михайлович не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист – Царь и патриарх – «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу.

Многие монастыри присоединились к старообрядчеству.

1668-1676 гг.восстание монахов в Соловецком монастыре

С.Д. Милорадович «Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», 1885 год. 

Социальная структура старообрядческого движения была разнородной. В него входили представители боярства, купечества, а также служилые люди, крестьянство и духовенство.

Показательным, является пример боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой, которая лишилась всего имущества, социального статуса и жизни, но осталась верна своим взглядам.

«Боярыня Морозова». В. И. Суриков. 1884–1887

Церковный собор 1666–1667 гг. поддержал реформу Никона, предав проклятию всех, кто выступил против неё.

Протопопа Аввакума предали анафеме (церковному проклятию) и отправили в земляную темницу в Пустозерск, где он провёл 15 лет. Там Аввакум написал знаменитое литературное произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и много других работ. 

В 1682 г. протопоп Аввакум и его сторонники были сожжены заживо по указу царя.

Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем

Конфликт между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном произошел в 1658 году. Причиной конфликта стало стремление Никона поставить духовную власть выше светской.

В одном из своих богословских произведений он сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, которая отражает свет Солнца.

Патриарх Никон демонстративно оставил свой пост и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, ожидая что царь одумается и попросит его вернуться.

По инициативе царя в 1666-1667 гг. был созван Церковный собор, который лишил Никона сана патриарха за самовольный уход с патриаршества.

С.Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год.

Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.

Ферапонтов монастырь, вид через озеро. Фото: CC BY-SA 4.0

Последствия церковной реформы и церковного раскола

  1. Церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол оказали значительные последствия на Русскую православную церковь и общество в целом.
  2. Реформа Никона привела к изменению обрядов, ритуалов и практик, что вызвало серьезное негодование и сопротивление со стороны приверженцев старых традиций.
  3. Раскол привел к крушению единства Русской православной церкви и созданию двух отдельных православных церквей – старообрядческой и новообрядческой.
  4. Последствия реформы и раскола были социальными, политическими и духовными, разделившими общество и вызвавшими множество конфликтов.
  5. Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.

В целом, идеологический церковный кризис в XVII веке стал одним из самых существенных событий в истории русской православной церкви, который оказал значительное влияние развитие общества и государства.

Дополнительные статьи