Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Главная страница » История » Новейшая история » Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США
Основные события

МИР

  • 1929—1933 гг. — мировой экономический кризис
  • 1929—1938 гг. — Великая депрессия в США
  • 1932 г. — избрание президентом США Ф. Рузвельта
  • 1936 г. — победа Народного фронта на выборах во Франции

РОССИЯ

  • 1928—1929 гг. — свёртывание нэпа
  • 1929 г. — принятие первого пятилетнего плана
  • 1929 г. — переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • 1930 г. — ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда
  • 1933—1937 гг. — вторая пятилетка

Конспект

1. Начало Великой депрессии

  • Предпосылки кризиса:
    • К середине 1929 года мировая капиталистическая экономика казалась стабильной и процветающей.
    • 1929 г., октябрь: Крах фондовой биржи в США. Финансовый рынок рухнул, что ознаменовало начало Великой депрессии.
  • Масштабы кризиса:
    • Закрытие более 5 тысяч американских банков.
    • Обесценивание акций на 40 млрд долларов, потери миллионов вкладчиков во всем мире.
    • Падение промышленного производства в США почти вдвое; производство автомобилей сократилось почти в 5 раз.
    • Аналогичное снижение производства наблюдалось в других странах.
    • Миллионы людей по всему миру лишились работы.
  • Причины Великой депрессии:
    • Нерегулируемое развитие мирового рынка: хаотичное перетекание финансов и перепроизводство.
    • Насыщение мирового рынка товарами при низкой покупательной способности населения, особенно за пределами Европы и США.
    • Искусственные операции на финансовых биржах, не учитывающие реальные экономические проблемы.
    • Разрыв между масштабами производства и возможностями потребления, а также между производством и финансовым капиталом.
  • Крах фондовой биржи в Нью-Йорке:
    • Октябрь 1929 г.: четыре “черных дня” на бирже – четверг, пятница, понедельник, вторник.
    • Биржевая активность полностью остановилась к 1933 году.
    • Банки закрыты, производители не могли получить капиталы для развития.
    • Замкнутый круг экономического спада: снижение покупательной способности из-за потерь работы, зарплат и вкладов.

2. Социально-политические последствия Великой депрессии

  • Социальные последствия:
    • Резкое падение уровня жизни: снижение цен на сельскохозяйственную продукцию привело к разорению фермеров.
    • Обострение продовольственного кризиса: фермеры сжигали лишнее продовольствие, чтобы замедлить падение цен, в то время как городские жители голодали.
    • Рост безработицы и бедности: толпы безработных бродили по городам в поисках работы.
  • Влияние на организованную преступность:
    • Мафия стала крупным работодателем, воспользовавшись введением “сухого закона” в 1920 г.
    • Нелегальная торговля алкоголем стала основной отраслью теневой экономики.
  • Реакция государства:
    • Введение субсидий на крупные проекты, такие как строительство моста “Золотые ворота” и барельефов на горе Рашмор.
  • Перерастание социального кризиса в политический:
    • Рост влияния радикальных сил: коммунистов и фашистов.
    • Протесты и блокирование дорог фермерами, марши безработных в Вашингтон.
    • Расправа над лагерем безработных по приказу президента Гувера в 1932 году: сотни погибших и раненых.

3. “Новый курс” Ф. Рузвельта

  • Приход к власти Рузвельта:
    • 1933 г.: Франклин Делано Рузвельт становится президентом США, получив поддержку избирателей и конгресса.
    • Программа “Новый курс” нацелена на преодоление кризиса через государственное регулирование экономики.
  • Основные меры “Нового курса”:
    • Проведение аудита банков; закрытие неплатежеспособных банков.
    • Страхование банковских вкладов.
    • Создание администраций для управления различными секторами экономики (сельское хозяйство, общественные работы).
    • Ограничение рабочего дня и установление минимальных зарплат.
    • Организация общественных работ и строительство инфраструктуры.
    • Отмена “сухого закона” и борьба с мафией.
    • Заключение коллективных договоров и введение обязательного страхования рабочих.
  • Результаты реформ:
    • Концентрация финансового капитала под контролем государства.
    • Уменьшение социальной напряженности и восстановление экономического роста.

4. Значение реформ

  • Политическая поддержка и сопротивление:
    • Несмотря на сопротивление монополий и обвинения в социализме и диктатуре, Рузвельт был переизбран.
    • Реформы привели к росту уровня жизни, повышению покупательной способности и расширению внешних рынков.
  • Изменения в американском обществе:
    • Рост самостоятельной роли государственной бюрократии.
    • Ограничение всевластия капитала и усиление прав профсоюзов.
    • Установление “государственно-монополистического капитализма” – слияние интересов государства и крупного капитала.

5. Роль государства в экономике стран Европы и Латинской Америки

  • Европа:
    • Примеры регулирования экономики: социал-демократы Швеции и Дании, Народный фронт во Франции под руководством Л. Блюма.
    • Во Франции: повышение зарплат, оплачиваемые отпуска, коллективные договоры, государственный контроль над экономическими секторами (дирижизм).
    • Британские лейбористы не смогли существенно изменить экономическую систему.
  • Латинская Америка:
    • Демократические преобразования в Мексике: национализация нефтяной промышленности, распределение земель крестьянам.
  • Общий итог:
    • Реформы в странах Запада способствовали смягчению последствий Великой депрессии и переходу к государственно регулируемой рыночной экономике.
Исторический источник

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из программы Народного фронта во Франции (1935) и ответьте на вопросы.

«Политические требования:

  • всеобщая амнистия;
  • против фашистских лиг — эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований;
  • печать — отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений…;
  • профсоюзные свободы — применение и соблюдение права союзов; соблюдение права женщин на труд;
  • школа и свобода совести — обеспечить существование общественной школы; обеспечить полную свободу совести.;
  • колониальные территории — создание парламентской комиссии по обследованию политического, экономического и морального состояния зарубежных территорий.

Экономические требования:

  • восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом, — сокращение рабочей недели без сокращения заработной платы; быстрое проведение плана общественных работ…;
  • против кризиса в сельском хозяйстве и торговле;
  • против грабежа сбережений, за лучшую организацию кредита…;
  • оздоровление финансов — демократическая система налогов, борьба с сокрытием размеров движимого имущества; контроль за экспортом капиталов…»

Что общего в программе Народного фронта во Франции и в «Новом курсе» Рузвельта в США?

Проанализируйте экономические и политические требования Народного фронта. Чьи интересы они выражали? Своё мнение аргументируйте.

Выскажите предположение, какие слои населения и почему могли выступать против осуществления программы Народного фронта.

Дополнительные статьи