Как мы учимся?

Главная страница » Как мы учимся?

Теоретические основы обучения

Процесс обучения человека неразрывно связан с познавательными психическими процессами, протекающими в нашем сознании.

Познавательные процессы – это психические процессы, направленные на получение, хранение и воспроизведение информации.

как мы учимся

Мы представим данное определение в виде отдельных этапов и рассмотрим что происходит в нашем сознании на каждом из них.

Этап 1. Получение информации

На данном этапе у нас задействовано 3 основных процесса – это внимание, восприятие и ощущения.

Внимание – это координатор, который направляет наше восприятие на определенный объект.

Восприятие создает целостное представление об объекте на основе разрозненных ощущений, связанных с ним (зрительные образы, тактильные ощущения, запахи, звуки, вкус и т.п.).

Ощущения передают информацию об отдельных свойствах объекта восприятию.

Т.е. процесс получения информации выглядит таким образом:

  • внимание определяет изучаемый (воспринимаемый) объект;
  • ощущения через органы чувств передают информацию об этом объекте восприятию;
  • восприятие собирает всю полученную информацию и формирует общее впечатление об изучаемом предмете.

Через органы чувств информация поступает в наше сознание. Восприятие на основе полученных ощущений формирует какой-то целостный образ, с которым мы можем проводить дальнейшие действия – сохранять в памяти, анализировать, связывать его с другими объектами и т.п.

Этап 2. Хранение информации

За сохранение информации в нашем сознании отвечает психический процесс под названием “память”.

В данной статье мы не будем углубляться в физиологические особенности работы нашей памяти. Этому посвящена отдельная статья, с которой вы можете познакомиться по ссылке “Как устроена наша память?”

Этап 3. Воспроизведение информации

Информацию полученную через органы чувств и сохраненную в памяти мы можем воспроизвести (повторить). Причем воспроизведение информации может быть вербальным. В данном случае в работу включается процесс под названием “речь” . Так и невербальным, здесь мы затрагиваем процессы “мышления” и “воображения”.

Мышление позволяет систематизировать образы, устанавливать логические связи между объектами, анализировать и обобщать информацию.

Воображение дает возможность воспроизводить в сознании образы и проводить с ними мысленные манипуляции. Например, мы можем увеличить зрительный образ объекта, соединить его с другими, изменить его форму, придумать совершенно новый объект и т.п. Фантазии и мечты, это пример деятельности нашего воображения.

Процессы: мышление, воображение, память и речь неразрывно связаны друг с другом и составляют основу интеллектуальной деятельности человека.

Итак, процесс обучения складывается из 3 составляющих.

  • получение новой информации;
  • сохранение её в памяти;
  • дальнейшее её воспроизведение и повторение.