Продвинутый уровень мнемотехники
Запоминание происходит следующим образом:
На первом этапе информация подготавливается к запоминанию. Все сведения переводятся в зрительные образы.
На втором этапе создаются связи между зрительными образами – искусственные ассоциации.
На третьем этапе новая информация соединяется с существующими связями в нашей памяти.
Четвертый этап позволяет структурировать и масштабировать запоминаемую информацию, помещая в память длинные списки телефонных номеров, разделы учебных пособий и много другой нужной информации.
Заключительный этап – это интервальное повторение, которое позволяет сохранить информацию в памяти на длительное время.
Сложно?
Все очень ПРОСТО. После небольшой тренировки, каждый этап будет занимать несколько секунд. Поэтому, например, для запоминания одинадцатизначного телефонного номера потребуется всего 25 – 30 сек.
Дополнительные статьи для тех, кто изучает мнемотехники: “Мнемотехника: инструкция по применению“, “Приемы, методы и упражнения мнемотехники (мнемоники)“
Содержание
- Продвинутый уровень мнемотехники
- Основные положения системы мнемотехники
- Основные этапы запоминания информации
- 1. Зрительные образы
- 2. Ассоциативные связи
- 3. Ассоциативный файл
- 5. Система рабочих столов
- 6. Структура ассоциативных каталогов
- Что такое ассоциативный каталог?
Основные положения системы мнемотехники
В данном разделе мы поговорим об основных идеях, которые легли в основу авторской системы запоминания “SAVE”. Фундаментом системы, является логика работы операционной системы компьютера. Это сделано для того, чтобы вам было проще понять и освоить основные принципы данной системы.
Изначально, ЭВМ и операционная система создавались на основе исследований, посвященных работе головного мозга. В них закладывалась логика, свойственная человеческому мышлению. Поэтому при освоении компьютера или смартфона многие вещи являются интуитивно понятными.
Итак, как мы сохраняем новую информацию на жестком диске компьютера?
После того, как мы включили компьютер, перед нами появляется рабочий стол. Далее мы выбираем подходящий каталог, а если его нет – создаем новый. И уже в папке создаем файл в который вносим новую информацию. Помимо этого, мы можем копировать, перемещать, редактировать и удалять существующую информацию. Это упрощенная модель работы операционной системы, но именно её мы будем использовать при запоминании информации.
Итак, нам понадобится:
Рабочий стол (место в нашей памяти, куда мы будем сохранять новую информацию)
Каталог (папка) (позволяет структурировать запоминаемую информацию, создавая сложные иерархические структуры воспоминаний)
Файл (единица запоминаемой информации – номер телефона, дата, текстовая информация, ФИО и др.)
Зрительные образы (“кирпичики” из которых мы создаем наши воспоминания, т.е. все запоминаемые слова, цифры, картинки, звуки мы переводим в зрительные образы, которые в последствии объединяются в “файлы”)
Используя эти элементы вы сможете создать разветвленную систему воспоминаний, которая будет четко структурирована и логична. Вы сможете производить добавление новой, а также перемещение, копирование и удаление сохраненной информации из вашей памяти. Выполнять поиск интересующих сведений по заданным критериям.
Основные этапы запоминания информации
Процесс запоминания информации можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный этап – Подготовка рабочего стола
На данном этапе нам необходимо выбрать “место” в нашей памяти, куда мы будем помещать новую информацию. Это необходимо сделать заранее, т.к. в дальнейшем это позволит значительно увеличить скорость запоминания.
Для чего это нужно и как правильно это сделать читайте в статье “Рабочий стол”.
1 этап – Создание “файла”
Это первый этап процесса запоминания на котором мы переводим запоминаемую информацию в образы и создаем ассоциативные связи между ними. В итоге мы получаем связанные между собой зрительные образы, которые содержат запоминаемые сведения.
Подробная информация изложена в разделе “Файлы”
2 этап – Создание “каталога (папки)”
Каталоги позволяют структурировать однотипную информацию в вашей памяти. Данный этап не является обязательным в начале, но при запоминании большого количества схожей информации каталоги являются необходимыми.
Подробная информация в разделе “Каталоги”
3 этап – Размещение запоминаемой информации на рабочем столе
После того, как мы подготовили информацию к запоминанию (перевели её в образы),необходимо разместить её на “рабочем столе”. По сути, фиксируя её на “рабочем столе” мы связываем новую информацию с хорошо знакомой (рабочий стол).
4 этап – Интервальное повторение
Повторение, важный этап в процессе запоминания, который позволяет закрепить новую информацию в памяти на длительное время. А при периодической активации образованных связей, информация в памяти может храниться всю жизнь.
Подробная информация в разделе “Повторение”
1. Зрительные образы
Зрительные образы как основной инструмент мнемоники.
Образы – это “язык” нашей памяти.
Зрительные образы – это самый важный элемент в системе запоминания.
С точки зрения психологии, образ – это формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) слепок воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Т.е. все что мы видим,слышим и чувствуем в окружающем нас мире, сохраняется в нашей памяти в виде образов. Как показала практика, именно зрительные образы наилучшим образом подходят для нужд мнемотехники. Связано это с тем, что они наглядны, с ними можно проводить мысленные манипуляции (соединять, уменьшать или увеличивать и др.) и они хорошо запоминаются.
И самое главное, в зрительные образы можно перевести ЛЮБУЮ ЗАПОМИНАЕМУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Соответственно, основой нашей системы являются зрительные образы, которые как “кирпичики”, соединяясь, образуют своды наших воспоминаний.
В системе запоминания “SAVE” существует множество приемов и методов, которые позволяют быстро и эффективно переводить любую запоминаемую информацию в образы:
- Использование естественных образов
- Прием выделения главной мысли
- Прием подбора связанных ассоциаций (новый год – елка, время-часы, любовь-сердце, свет-лампа)
- Прием фонетических ассоциаций
- Прием составления образа из частей слова
- Прием выделения уникального признака
- Шаблоны образов
- Шаблоны цифр
- Шаблоны дней недели и названий месяцев
- Шаблоны имен и т.п.
Подробная информация по каждому приему, с большим количеством примеров и практических заданий, рассматривается в рамках групповых и индивидуальных консультаций. Получить детальную информацию вы можете по ссылке.
2. Ассоциативные связи
Ассоциация – это связь между образами, при которой воспоминание об одном из объектов, активизирует цепочку связанных воспоминаний.
Ассоциация – основной инструмент мнемотехники.
Т.е. вся информация, которая храниться в нашей памяти связана в общую структуру.
В нашей памяти протекает два очень важных процесса: СОХРАНЕНИЕ информации и её УЗНАВАНИЕ.
Процесс “память” активизируется тогда, когда в наш мозг поступает информация об образовании связи между зрительными образами или информацией, полученной из других анализаторных систем (зрительные образы, звуки, тактильные ощущения, обоняние и т.д.).
Основная часть ассоциативных связей формируется в памяти человека неосознанно в течение его жизни, т.н. естественные связи.
Естественные связи (ассоциации) – это предметы и явления связанные между собой в реальной жизни. Например, если мы одновременно видим стол и стул, то в нашем сознании фиксируется связь между двумя этими образами. Если мы никогда не видели эти образы вместе, то в нашей памяти не будет связи о том, что эти предметы могут использоваться вместе друг с другом. Естественные связи не нужно целенаправленно запоминать, информацию о них мы получаем ежедневно из окружающего нас мира.
Трудная для запоминания информация
Но есть виды информации, запоминание которых, сопряжено с определенными трудностями. К таким видам информации относятся иностранные слова, сложные термины, абстрактные понятия, имена людей, а также цифровая информация. Либо информация, которая в реальной жизни не имеет естественных связей. Причина затруднений кроется в сложности образования связей между этими видами информации.
Почему мы не можем понять речь иностранца и почему мы спокойно воспринимаем информацию на родном языке?
Ответ прост. Иностранные слова не связаны со зрительными образами в нашей памяти. Т.е. при произношении или прочтении иностранного слова не запускается ВТОРОЙ важный процесс в нашей памяти – УЗНАВАНИЕ.
Соответственно, чтобы запомнить новое слово нам необходимо образовать связь между написанием, произношением слова, а также соответствующим зрительным образом.
Те же проблемы возникают при запоминании цифровой информации, сложных терминов, имен и абстрактных понятий.
НАША ЦЕЛЬ: научиться переводить запоминаемую информацию в зрительные образы и создавать искусственные ассоциации различного уровня сложности (т.е. сознательно помещать новую информацию в структуру наших воспоминаний, связывая ее с уже существующими данными).
В системе запоминания “SAVE” используется два способа образования искусственных ассоциативных связей.
Ассоциативные связи могут иметь радиальную или линейную структуру.
При радиальной структуре, к разным частям ключевого зрительного образа привязываются вспомогательные образы, в которых закодирована запоминаемая информация. В этом случае наша ассоциация будет иметь форму звезды или солнца, от которого в разные стороны отходят лучи.
Эта форма создания ассоциативных связей используется при формировании ассоциативного “файла” в системе запоминания “MEMORY”.
Линейная структура ассоциативных связей может быть двух видов: горизонтальная и вертикальная. В этом случае вспомогательные образы будут располагаться справа или слева от ключевого образа (горизонтальная связь). При вертикальной связи вспомогательные образы располагаются выше или ниже ключевого зрительного образа.
В нашей системе, линейные ассоциативные связи используются при структурировании запоминаемой информации и помещении её в структуру “каталогов”.
Горизонтальные связи используются для соединения “каталогов” одного уровня. Вертикальные связи, для вложенных “подкаталогов”.
Более детальную информацию о структуре “каталогов” вы можете получить в статье “Структура ассоциативных каталогов”.
3. Ассоциативный файл
Ассоциативный “файл” – это искусственная ассоциация, представляющая единицу запоминаемой информации. Это может быть телефонный номер, дата рождения, адрес, список продуктов, иностранное слово, главная мысль учебного параграфа и т.п.
В разделе “Зрительные образы” мы уже познакомились с ролью образов в процессе запоминания информации.
НО! Просто перевести информацию в зрительные образы еще недостаточно для её запоминания.
Для того чтобы новая информация закрепилось в нашей памяти необходимо создать искусственные ассоциативные связи.
Во-первых, необходимо связать новые образы между собой (создание ассоциативного “файла”).
Во-вторых, очень важно привязать новую информацию к той, что уже хранится в нашей памяти (фиксация новой информации на “рабочем столе”).
Почему это важно? Информация, которая уже есть в нашей памяти – это фундамент здания. Представьте, что мы начнем возводить многоэтажное здание не имея надежной опоры. Это рано или поздно приведет к тому что, построенное нами здание рухнет. Так и с нашими воспоминаниями, не имея надежной опоры, нейронные связи очень быстро начнут разрушаться. А информация забываться!
Создание ассоциативного “файла”
Итак, что нам нужно для создания “файла”? Если мы будем проводить аналогию с компьютерными файлами, то можно выделить следующее:
файлы могут иметь разное содержание (текстовое, графическое, видео-материалы и т.д.);
Файл должен иметь уникальное название.
Ассоциативный “файл” состоит из двух элементов:
- Образ, выступающий в качестве названия для нашего файла.
- Образы, составляющие его содержание.
Образы в ассоциации соединяются путем мысленного частичного наложения друг на друга.
Соответственно, в состав ассоциативного “файла” может входить от 2 до 6 образов. Первый образ – это название нашего файла. Второй и последующие – это его содержание (я рекомендую к одному образу не привязывать более 5 других образов). Почему так, объясню в отдельной статье.
Название – необходимо для идентификации данного ассоциативного “файла” среди других. Образ, который мы используем в качестве названия для нашего “файла” должен быть уникальным. Он должен отражать суть той информации, которая в нём закодирована.
После того, как мы подобрали подходящий образ для названия нашего файла можно переходить к добавлению в него информации. В образе-названии мы выделяем от 1 до 5 составных частей. И к этим частям привязываем образы, связанные с содержанием файла.
Для соединения образов, я рекомендую использовать радиальную структуру ассоциативных связей. Подробная информация изложена в статье “Ассоциативные связи”.
Давайте рассмотрим несколько примеров.
При запоминании телефонного номера, в качестве образа-названия используются ассоциации связанные с именем или фамилией человека, чей номер мы запоминаем. Содержание файла – это цифры телефонного номера, закодированные в образы при помощи “Ассоциативных шаблонов цифр” .
Если мы запоминаем иностранные слова, то название “файла” – это образ, связанный со значением данного слова. А его содержание – это иностранное произношение, написание и т.п. Например, слово “лошадь”. Образ-название, изображение лошади. Образы-содержания – это ассоциации подобранные к английскому слову “horse”. О методике кодирования информации в зрительные образы можно почитать в разделе “Зрительные образы”.
Вывод: Итак, главная функция ассоциативного “файла” – это связь запоминаемой информации при помощи создания новых искусственных ассоциаций.
После того, как у нас сформирован “файл” мы можем переходить к следующему этапу: размещению его на рабочем столе или добавлению в структуру каталогов.
5. Система рабочих столов
Рабочий стол – это место в нашей памяти, куда мы будем помещать новую информацию. Когда мы запоминаем новую информацию нам важно привязать её к той, которая уже хранится в нашей памяти. Если мы этого не сделаем, новая информация очень быстро сотрется.
Как создать рабочий стол?
Для этого мы будем использовать принципы пространственной памяти, которые были сформулированы Цицероном в его системе запоминания информации.
Итак, нам необходимо выбрать хорошо знакомое помещение. Для начала, будет достаточно одной комнаты. В последствии вы сможете расширить ваш рабочий стол за счет других помещений.
Для этих целей хорошо подойдет дом или квартира в которой вы живете. Интерьер этих помещений вы видите ежедневно и он прочно закрепился в вашей памяти.
Представьте что вы сделали фотографию вашей кухни (или другой комнаты) и разместили её в качестве обоев на рабочем столе вашего компьютера. Далее, вам необходимо мысленно выделить предметы, которые находятся в этом помещении. Лучше это делать по заранее определенному маршруту. Например, начинаем от двери и движемся по часовой стрелке (дверь – стул – обеденный стол – светильник – окно – холодильник – плита – верхний посудный шкаф – нижняя тумбочка – мойка). В нашем примере получилось 11 предметов (локаций), к которым мы будем привязывать созданные нами “файлы” и “каталоги”. У вас, количество и список локаций будет другим.
Существуют дополнительные техники, которые позволяют из 11 предметов интерьера сделать до 55 локаций, а чем больше локаций, тем больше информации вы сможете запомнить. Данные техники требуют начальной подготовки, поэтому подробная информация о них, будет представлена в рамках консультационной работы. Информация о индивидуальных и групповых консультациях доступна по ссылке.
Тем не менее, 11 локаций позволяют запомнить, например, 11 телефонных номеров (11 “файлов”). А если использовать структуру из 5 вложенных каталогов, то количество запоминаемой информации возрастет до 34375 единиц запоминаемой информации. И это не шутка.
После того, как вы выделили список локаций на вашем рабочем столе, вы можете использовать его для запоминания новой информации.
Итак, теперь мы можем переходить к созданию первого “файла”.
6. Структура ассоциативных каталогов
Ассоциативные каталоги необходимы для структурирования однотипной и связанной информации в памяти. Потребность систематизировать информацию, хранящуюся в памяти, возникает с увеличением объемов запоминаемой информации.
Если речь идет о запоминании нескольких телефонных номеров или списке продуктов, то в этом случае нет смысла создавать сложные ассоциативные связи. Но, если перед вами стоит задача изучить какую-либо предметную область, подготовиться к экзамену или запомнить несколько десятков или сотен телефонных номеров, то создание структуры ассоциативных каталогов позволит упростить поставленную задачу.
Что такое ассоциативный каталог?
Ассоциативный каталог – это ключевой образ, который объединяет запоминаемую информацию. Он может включать в себя от 1 до 5 “ассоциативных файлов”. Например, если мы хотим перенести телефонные номера из записной книжки в память, то предварительно целесообразно подготовить структуру каталогов.
Для списка контактов структура может выглядеть следующим образом: “Семья”, “Друзья”, “Работа”, “Разное” и т.д. Т.е. для каждого раздела мы подбираем соответствующий зрительный образ и уже к этому образу привязываем запоминаемые телефонные номера.
Если мы хотим запомнить содержание учебного пособия, то в этом случае в качестве каталогов могут выступать названия разделов и параграфов для которых подбираются соответствующие образы.
Каталоги могут включать в себя дополнительные подкаталоги, благодаря которым мы сможем сформировать в памяти достаточно разветвленную структуру ассоциативных связей.
Структурировать информацию в памяти достаточно просто и при небольшой тренировке вы сможете это делать очень быстро. А развитая система ассоциативных связей позволит хранить в памяти огромные массивы информации.
Если у Вас остались вопросы или возникли затруднения, исчерпывающую информацию вы сможете получить в рамках групповых и индивидуальных консультаций.