Мнемотехника: инструкция по применению

Главная страница » Мнемотехника: инструкция по применению

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Что такое мнемотехника (мнемоника)?

Мнемотехника – эффективный способ запоминания информации

Мнемотехника (мнемоника) — это набор приемов и методов запоминания различных видов информации.

Как у опытного слесаря всегда имеется набор ключей и отверток, так и в арсенале мнемониста есть необходимые инструменты для запоминания большого объема информации.

мнемотехника

Для чего это нужно в современном мире? Если вы не владеете методами запоминания информации, вам остается только одно – «зубрить». Долго, нудно и не эффективно.

Кому приходилось готовиться к экзаменам, тот поймет, сколько времени приходилось тратить на подготовку и как быстро все забывалось после того, как вы покидали стены аудитории.

Мнемоника позволяет сделать процесс запоминания быстрым и эффективным. Методы и приемы мнемотехники базируются на основополагающих принципах работы памяти. Среди которых, ассоциативность и образность мышления.

Наш мозг оперирует не словами и числами, а образами и связями между ними (ассоциациями). Поэтому, нам сложно запоминать иностранные слова, т. к. в нашем сознании нет устойчивых связей между словом и образом. Аналогично, ситуация обстоит и с цифровой информацией.

Чем вам может помочь мнемотехника (мнемоника)?

Во-первых,вы сможете быстро переводить необходимую информацию в образы, удобные для запоминания. Тем самым подготавливая ее к «записи» в память.

Во-вторых, вы сможете эффективно структурировать полученную информацию в памяти. Что позволяет в любой момент извлекать из нее нужные сведения.

В-третьих, правильное повторение запомненной информации даст возможность сохранить её в памяти на долгие годы.

В последствии вы сможете создать свои «чертоги памяти» в которых будут храниться десятки или сотни тысяч образов. Извлекая которые, вы сможете восстановить в памяти всю необходимую информацию.

Хорошо развитые навыки мнемотехники позволяют избавиться от многих проблем в общении с окружающими людьми. Вы больше не будете сталкиваться с ситуациями, когда вам будет сложно поддержать беседу. Вы сможете с легкость цитировать в разговоре мысли великих ученых, рассказывать сотни интересных историй и анекдотов. Запоминать имена и лица людей, их телефоны и дни рождения.

!!! Подробную информацию о приемах и методах мнемотехники можно найти в статье "Приемы, методы и упражнения мнемотехники"

Мнемотехника для детей (школьники и дошкольники)

мнемотехника для детей

Для детей мнемотехника может быть особенно полезной, так как они находятся в процессе активного развития своей памяти. Используя мнемотехники, дети могут запоминать больше информации и легче усваивать учебный материал. Вот некоторые особенности, приемы и упражнения, которые могут быть полезными для детей:

  1. Визуализация: у детей воображение часто развито лучше, чем у взрослых. Поэтому использование визуальных образов может помочь им запомнить информацию. Например, можно предложить ребенку представить, как он нарисовал бы то, что он должен запомнить, или какой-то ключевой момент из истории или урока.
  2. Пошаговое запоминание: разделите информацию на несколько небольших фрагментов и учите их поочередно. Например, для запоминания длинных числовых последовательностей можно разбить их на группы по 3-5 цифр и учить каждую группу отдельно.
  3. Метод ассоциаций: помнить что-то легче, когда вы связываете новую информацию с уже имеющимися знаниями. Поэтому помогите ребенку найти связь между новой информацией и тем, что он уже знает. Например, можно использовать ассоциации со знакомыми предметами или событиями, чтобы запомнить новые термины или определения.
  4. Рифмы и стихи: использование ритма, рифм и стихотворной формы может сделать запоминание более приятным и увлекательным для детей. Например, можно придумать стихотворение или песенку, которая будет содержать ключевую информацию.
  5. Карточки с обратной стороной: напишите вопрос или термин с одной стороны карточки, а ответ с другой стороны. Показывайте ребенку вопрос, и пусть он попытается вспомнить ответ. Затем можно проверить правильность ответа, перевернув карточку. Это хорошая техника для запоминания дат, определений и других фактических сведений.
  6. Повторение и восстановление: для закрепления информации очень полезно повторять и восстанавливать ее через определенные промежутки времени. Постепенно увеличивайте интервалы между повторениями, чтобы закрепить информацию в долгосрочной памяти.

Все эти приемы и упражнения могут помочь детям улучшить свою память и эффективно запоминать информацию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо адаптировать методы и приемы в соответствии с его возрастом, индивидуальными предпочтениями и потребностями.

Мнемотехника (мнемоника) для взрослых

мнемотехника для взрослых

Обучение техникам запоминания информации взрослых, имеет свои особенности. В отличие от детей, для взрослых, многие приемы и методы мнемотехники могут показаться смешными и нелепыми. Так как, почти все они основаны на ассоциативных связях. А как известно, чем они необычнее, тем лучше запоминаются.

С другой стороны, имея большой опыт и накопленный объем знаний, нам проще связать новую информацию с той, которая уже храниться в нашей памяти.

Для детей, знакомство с техниками запоминания, больше похоже на веселую игру. Поэтому они мотивированы и заинтересованы в обучении.

Взрослым, для освоения приемов и методов мнемотехники, приходится прикладывать больше усилий. Плюс, возникает вопрос мотивации. Т.е. ответ на вопрос, для чего вам нужны эти навыки. Так как, учебная деятельность для взрослого уже не является основной.

По своему опыту могу сказать следующее.

Самый оптимальный вариант – это создание собственной системы запоминания информации, которая будет учитывать ваши индивидуальные особенности.Самый оптимальный вариант – это создание собственной системы запоминания информации, которая будет учитывать ваши индивидуальные особенности.

За основу вы можете взять любую из существующих систем по запоминанию информации и на её основе создать собственную.

Так появилась моя персональная система запоминания информации "SAVE".

Познакомиться с основными положениями системы можно по ссылке "Авторская система запоминания информации SAVE"

Также могу вам порекомендовать познакомиться с системой Владимира Козаренко "Джордано". Его можно считать одним из основоположников отечественной мнемотехники.

Шерлок Холмс: "Память – это пустой чердак"

В одном из романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе можно встретить весьма занимательный диалог между Холмсом и доктором Ватсоном. В этом разговоре возникает спор между героями о природе памяти, о том какую информацию нужно запоминать, а от чего можно отказаться.

шерлок холмс о мнемотехнике

Шерлок Холмс сравнивает память человека с пустым чердаком, который имеет пределы и может быть переполнен ненужной информацией. Поэтому он считает, что запоминать необходимо лишь то, что может помочь в работе. А все лишнее можно отбросить. Доктор Ватсон считает иначе.

А вот и сам диалог:

Шерлок Холмс: Роман… Вы что, читаете романы?
Доктор Ватсон: А вы хотите сказать, что… не читаете?
Шерлок Холмс: Не читал, не читаю и не собираюсь читать. Я вообще не читаю беллетристику.
Доктор Ватсон: Ну, а история? Философия?
Шерлок Холмс: Историю, философию в руки не беру.
Доктор Ватсон: А как же Аристотель? Жанна Д’Арк, Коперник?
Шерлок Холмс: Коперник — знакомая фамилия. Что он сделал?
Доктор Ватсон: Боже мой, так ведь это же он открыл, что Земля вращается вокруг Солнца! Или этот факт вам тоже неизвестен?
Шерлок Холмс: Но мои глаза говорят мне, что скорее Солнце вращается вокруг Земли. Впрочем, может быть, он и прав, ваш этот… как его — Коперник.
Доктор Ватсон: Простите меня, Холмс! Но вы же человек острого ума, это сразу видно! …Как же вы не знаете вещей, которые известны каждому школьнику?!
Шерлок Холмс: Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл.
Доктор Ватсон: Вы что, хвастаетесь своим невежеством?! …Но ведь я говорю об элементарных вещах, которые знает каждый!
Шерлок Холмс: Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.
Доктор Ватсон: Учение Коперника, по-вашему, хлам?!
Шерлок Холмс: Хорошо. Допустим, Земля вращается вокруг Солнца.
Доктор Ватсон: То есть… то есть… как — допустим?!
Шерлок Холмс: Земля вращается вокруг Солнца. Но мне в моём деле это не пригодится!

Для наглядности, фрагмент из фильма о Шерлоке Холмсе: