Христианская церковь в раннее Средневековье

Главная страница » История » Средние века » Христианская церковь в раннее Средневековье

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Что посмотреть?

https://rutube.ru/video/f72c27513d2154df348639c349835039

Христианская церковь в раннее Средневековье

1. Легализация христианства в Римской империи

  • 313 год — указ о свободе христианского вероисповедания (Миланский эдикт) издан римским императором Константином Великим.
  • Указ позволил христианам свободно исповедовать свою религию, что привело к её постепенному распространению и укреплению в Римской империи.
  • Происхождение и значение терминов:
    • Епископ (от греч. “епископос” — надзиратель): высший духовный чин в христианской церкви, ответственный за управление епархией.
    • Папа Римский (от лат. “papa” — отец): глава Римской католической церкви, преемник апостола Петра.

2. Христианская церковь и Хлодвиг

  • Конец V — начало VI века — принятие христианства королём франков Хлодвигом и его дружиной.
  • Основные моменты:
    • Хлодвиг и знатные франки приняли христианство, что способствовало укреплению их власти и объединению франков под новой религией.
    • Христианская церковь играла важную роль в управлении государством, обладая как духовным, так и экономическим влиянием.
    • Вера в единого Бога и поддержка церкви укрепляли авторитет правителей среди населения.
    • Церковь получала земли и богатства от королей, а взамен утверждала божественное происхождение их власти.
    • Латинская письменность и богослужение распространились по Западной Европе благодаря церкви.

3. Организация христианской церкви

  • Церковная иерархия:
    • Папа Римский — глава всей церкви, считается преемником апостола Петра.
    • Епископы и архиепископы — управляли церковными делами в крупных областях.
    • Священники — проводили богослужения и наставляли верующих в приходах.
  • Духовенство:
    • Делилось на белое духовенство (священники, которые служили в миру) и чёрное духовенство (монахи).
    • Монастыри и церкви обладали значительными земельными угодьями и влиянием в обществе.

4. Монастыри в Западной Европе

  • VI—IX века — создание множества монастырей, как мужских, так и женских.
  • Организация монастырей:
    • Монастыри были центрами религиозной жизни и хозяйственной деятельности.
    • Аббат (от арам. “отец”) — глава монастыря.
    • Монахи вели аскетический образ жизни: работали, молились, учили.
    • При монастырях открывались больницы, школы, библиотеки, что способствовало сохранению и развитию культуры и образования.
  • Социальная роль монастырей:
    • Христиане надеялись на помощь монахов в избавлении от бедствий и болезней через молитвы.
    • Многие завещали монастырям имущество в обмен на молитвы за упокой их души.
    • Монастыри оказывали значительное влияние на общественную жизнь, собирая большие земельные угодья.

5. Искусство рукописной книги

  • Скриптории — мастерские по переписке книг при монастырях.
  • Пергамен (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят) — основной материал для книг в Средние века.
  • Создание книг:
    • Рукописная книга требовала большого труда: копиисты писали текст, художники украшали инициалы и делали миниатюры.
    • Книги были дорогими и ценились как важные подарки и символы власти.
    • Сохранение античных текстов: монахи переписывали и сохраняли не только религиозные тексты, но и произведения римских поэтов и философов.

6. Образование в эпоху раннего Средневековья

  • Образование сосредотачивалось на изучении Библии, Отцов церкви и античных авторов (Аристотель, Вергилий, Гораций, Цицерон).
  • Семь свободных искусств:
    • Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) — начальная ступень обучения.
    • Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) — вторая ступень обучения.
    • Школы при монастырях и соборах обучали на латыни, международном языке образованных людей того времени.
  • Развитие наук:
    • Геометрия и астрономия использовались в практических целях, а арифметика изучалась поверхностно.
    • Образованным считался человек, знающий цитаты и мнения авторитетов, что подразумевало хорошую память и усидчивость.

Дополнительные статьи