Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации
Авторские материалы для учителей истории
Что посмотреть?
https://rutube.ru/video/f72c27513d2154df348639c349835039
1. Легализация христианства в Римской империи
- 313 год — указ о свободе христианского вероисповедания (Миланский эдикт) издан римским императором Константином Великим.
- Указ позволил христианам свободно исповедовать свою религию, что привело к её постепенному распространению и укреплению в Римской империи.
- Происхождение и значение терминов:
- Епископ (от греч. “епископос” — надзиратель): высший духовный чин в христианской церкви, ответственный за управление епархией.
- Папа Римский (от лат. “papa” — отец): глава Римской католической церкви, преемник апостола Петра.
2. Христианская церковь и Хлодвиг
- Конец V — начало VI века — принятие христианства королём франков Хлодвигом и его дружиной.
- Основные моменты:
- Хлодвиг и знатные франки приняли христианство, что способствовало укреплению их власти и объединению франков под новой религией.
- Христианская церковь играла важную роль в управлении государством, обладая как духовным, так и экономическим влиянием.
- Вера в единого Бога и поддержка церкви укрепляли авторитет правителей среди населения.
- Церковь получала земли и богатства от королей, а взамен утверждала божественное происхождение их власти.
- Латинская письменность и богослужение распространились по Западной Европе благодаря церкви.
3. Организация христианской церкви
- Церковная иерархия:
- Папа Римский — глава всей церкви, считается преемником апостола Петра.
- Епископы и архиепископы — управляли церковными делами в крупных областях.
- Священники — проводили богослужения и наставляли верующих в приходах.
- Духовенство:
- Делилось на белое духовенство (священники, которые служили в миру) и чёрное духовенство (монахи).
- Монастыри и церкви обладали значительными земельными угодьями и влиянием в обществе.
4. Монастыри в Западной Европе
- VI—IX века — создание множества монастырей, как мужских, так и женских.
- Организация монастырей:
- Монастыри были центрами религиозной жизни и хозяйственной деятельности.
- Аббат (от арам. “отец”) — глава монастыря.
- Монахи вели аскетический образ жизни: работали, молились, учили.
- При монастырях открывались больницы, школы, библиотеки, что способствовало сохранению и развитию культуры и образования.
- Социальная роль монастырей:
- Христиане надеялись на помощь монахов в избавлении от бедствий и болезней через молитвы.
- Многие завещали монастырям имущество в обмен на молитвы за упокой их души.
- Монастыри оказывали значительное влияние на общественную жизнь, собирая большие земельные угодья.
5. Искусство рукописной книги
- Скриптории — мастерские по переписке книг при монастырях.
- Пергамен (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят) — основной материал для книг в Средние века.
- Создание книг:
- Рукописная книга требовала большого труда: копиисты писали текст, художники украшали инициалы и делали миниатюры.
- Книги были дорогими и ценились как важные подарки и символы власти.
- Сохранение античных текстов: монахи переписывали и сохраняли не только религиозные тексты, но и произведения римских поэтов и философов.
6. Образование в эпоху раннего Средневековья
- Образование сосредотачивалось на изучении Библии, Отцов церкви и античных авторов (Аристотель, Вергилий, Гораций, Цицерон).
- Семь свободных искусств:
- Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) — начальная ступень обучения.
- Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) — вторая ступень обучения.
- Школы при монастырях и соборах обучали на латыни, международном языке образованных людей того времени.
- Развитие наук:
- Геометрия и астрономия использовались в практических целях, а арифметика изучалась поверхностно.
- Образованным считался человек, знающий цитаты и мнения авторитетов, что подразумевало хорошую память и усидчивость.
Дополнительные статьи