Конспект — 27. Древняя Спарта

Авторские материалы по новым учебникам истории под ред. Мединского В.Р.

Конспекты, схемы, презентации по истории и обществознанию

Учебник
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс

Проблемный вопрос:

Какие цели преследовали законы Ликурга?

Конспект

Возникновение полиса и его государственное устройство

  1. Образование Спартанского государства

    • Основано в IX веке до н.э. в области Лаконика на юге Пелопоннеса
    • Город также называли Лакедемон
    • Образовано древнегреческим племенем дорийцев, захватившим Лаконику в конце II тысячелетия до н.э.
  2. Социальная структура спартанского общества

    • Спартанцы (спартиаты) — полноправные граждане, потомки дорийцев
      • Политические права получали в 30 лет
      • Могли участвовать в Народном собрании
    • Периэки («живущие вокруг») — свободные, но не полноправные граждане
      • Могли иметь собственность, заниматься ремёслами и торговлей
      • Включали жителей горных областей и добровольно подчинившихся
    • Илоты — порабощённое местное население (ахейцы)
      • Составляли большинство населения
      • Включали жителей Лаконики и Мессении
  3. Государственное устройство Спарты

    • Цари (2 человека)
      • Наследственная власть
      • Правили одновременно
      • Выполняли функции жрецов и судей
      • В военное время командовали войском по очереди
    • Герусия (Совет старейшин)
      • Состоял из 28 геронтов (старше 60 лет) и двух царей
      • Принимал все важные решения
    • Народное собрание
      • Утверждало решения герусии
      • Решения принимались криками, без обсуждения
    • Эфоры (5 человек)
      • Контролировали соблюдение законов и деятельность царей
    • Форма правления — олигархия («власть немногих»)

Законодательство Ликурга

  1. Основные принципы законодательства

    • Создано в VIII веке до н.э. легендарным законодателем Ликургом
    • Главный принцип — сохранение «общины равных»
    • Исключение имущественного неравенства
  2. Экономические ограничения

    • Запрещена частная собственность
    • Запрещены золотые и серебряные деньги
    • Запрещено накопление богатств
    • Каждый спартанец имел земельный участок с работавшими на нём илотами
    • Земельные участки нельзя было продавать или дробить
  3. Изоляционистская политика

    • Спартанцам запрещалось покидать пределы полиса
    • Все иноземцы были изгнаны из Спарты
  4. Регламентация повседневной жизни

    • Одинаковая простая одежда: хитон (рубашка без рукавов) и прямоугольный плащ
    • Простое жильё (дома, срубленные топором)
    • Скудное питание: похлёбка с уксусом, овощи, рыба
    • Отсутствие оборонительных сооружений — защитой считались граждане-воины
  5. Военная организация общества

    • Полис жил как единый военный лагерь
    • Спартанцы постоянно находились в военных отрядах
    • Совместные занятия спортом, военными упражнениями, охотой
    • Совместные трапезы с приношением продуктов со своих участков
    • Военная тактика: построение фалангой
    • Военная форма красного цвета (чтобы не была видна кровь)
  6. Цели законодательства Ликурга

    • Воспитание физически сильных, выносливых воинов
    • Формирование чувства равенства среди граждан
    • Развитие коллективной ответственности за судьбу государства
    • Поддержание жёсткой дисциплины

Воспитание детей

  1. Отбор новорождённых

    • Осмотр старейшинами после рождения
    • Здоровых и крепких детей разрешали растить
    • Слабых детей бросали в пропасть
  2. Система государственного воспитания (с 7 лет)

    • Мальчиков объединяли в группы
    • Суровые условия: хождение босиком, сон на земле, скудное питание
    • Физические наказания и испытания
    • Провоцирование драк для выявления храбрейших
  3. Интеллектуальное воспитание

    • Минимальное образование: чтение приказов, написание имени
    • Обучение краткому и точному выражению мыслей
    • Формирование лаконичной речи
  4. Жестокие методы воспитания

    • Обучение воровству для добычи пищи
    • Наказание плетью за поимку при воровстве
    • Ежегодная порка розгами перед старейшинами и родителями
  5. Криптии

    • Ночные нападения на илотов молодыми спартанцами
    • Уничтожение самых молодых и сильных илотов
    • Цель — поддержание страха среди порабощённого населения
    • Криптии были обязательным испытанием для перехода во взрослую жизнь
  6. Воспитание девушек

    • Строгое воспитание, аналогичное мужскому
    • Гимнастические упражнения и бег
    • Цель — рождение здорового потомства от сильных родителей
  7. Главная цель воспитательной системы

    • Подготовка к жизни воина-защитника полиса
    • Формирование физической выносливости, дисциплины и военных навыков

Основные термины:

  • Геронты — члены совета старейшин (герусии) в Спарте
  • Герусия — совет старейшин, высший орган власти в Спарте
  • Илоты — покорённое местное население, обращённое в государственное рабство
  • Криптии — ежегодные тайные карательные операции молодых спартанцев против илотов
  • Периэки — свободные, но не полноправные жители Спарты
  • Эфоры — коллегия из пяти должностных лиц, осуществлявших контроль за царями и соблюдением законов
  • Ликург — легендарный спартанский законодатель (VIII в. до н.э.)
  • Олигархия — форма правления, при которой власть принадлежит немногим
  • Фаланга — боевое построение тяжеловооружённой пехоты
  • Хитон — древнегреческая одежда, рубашка без рукавов

Темы