Конспект — 3. Верования и искусство (учебник Мединского В.Р.)

Главная страница » Конспекты по истории » Конспекты по истории Древнего мира — 5 класс » Конспект — 3. Верования и искусство (учебник Мединского В.Р.)

Авторские материалы по новым учебникам истории под ред. Мединского В.Р.

Конспекты, схемы, презентации по истории и обществознанию

Проблемный вопрос:

Какие сведения о жизни первобытных людей можно получить, изучая наскальные рисунки?

Конспект

1. Знания первобытных людей

  • Наблюдение за природой:

    • Умение различать следы животных, подражать их голосам, определять места обитания.
    • Знание повадок зверей, свойств растений (в т. ч. лечебных).
    • Примитивная медицина: остановка кровотечений, лечение ран, вправление вывихов, использование противоядий.
  • Астрономические знания:

    • Связь смены времён года с положением солнца и созвездий.
    • Создание первых календарей (стоянки Мальта, Мезин, Гонцы).
  • Счёт и измерения:

    • Счёт до 10 (по пальцам рук), до 20 (с использованием ног).
    • Измерение расстояний частями тела (ступня, локоть, палец).
    • Большие расстояния измерялись полётом стрелы или днями пути.

  • Отсутствие письменности – она появилась позже, в бронзовом веке.


2. Верования первобытных людей

  • Представления о душе:

    • Вера в душу, которая после смерти переселяется в загробный мир.
    • Погребальные обряды (сопровождались кладом орудий, оружия, пищи).
  • Анимизм (одушевление природы):

    • Вера в то, что всё в природе имеет душу (горы, деревья, животные).
    • Общение с природой, договоры с духами.
  • Тотемизм:

    • Вера в происхождение от животных (тотем – священное животное-предок).
  • Религиозные представления:

    • Одушевление природных явлений (дождь, гром, солнце, луна).
    • Постепенное выделение наиболее могущественных духов в богов.
  • Магия и шаманизм:

    • Вера в колдовство, обряды, заклинания.
    • Шаманы как посредники между людьми и духами.
    • Ритуальные танцы, жертвоприношения для удачной охоты, урожая.
  • Святилища:

    • Места проведения обрядов (природные – рощи, поляны; рукотворные – каменные сооружения).

3. Искусство первобытных людей

  • Основные формы искусства:

    • Наскальная живопись (изображения животных, сцены охоты).
    • Скульптура (преимущественно женские фигурки – символы плодородия).
    • Орнаменты на орудиях труда и оружии.
    • Петроглифы (вырезанные на камнях изображения).
  • Пещерная живопись:

    • Альтамира (Испания) – цветные росписи (~17 тыс. лет назад).
    • Капова пещера (Шульган-Таш, Россия) – более 170 рисунков.
    • Техника: использование угля, мела, крови животных, жира.
  • Другие памятники искусства:

    • Онежское озеро и Залавруга (Карелия) – петроглифы (IV–III тыс. до н. э.).
      • Изображения животных, людей, лодок, сцен охоты.
      • Древнейшие в Европе.
    • Первые краски: изготавливались из природных материалов (уголь, охра, глина).
  • Открытие наскальной живописи:

    • В 1879 г. Мария де Саутуола обнаружила рисунки в пещере Альтамира.
    • Изначально учёные не верили в их древность, но позже признали.

Выводы:

  1. Наскальные рисунки и петроглифы помогают понять:
    • Каких животных первобытные люди считали важными.
    • Как проходила охота и ритуалы.
    • Какие верования и мифы существовали.
  2. Искусство отражало мировоззрение, магические и религиозные представления.
  3. Первобытные люди обладали обширными знаниями о природе, несмотря на примитивные технологии.

Темы