Конспект — 30. Культура Древней Греции

Авторские материалы по новым учебникам истории под ред. Мединского В.Р.

Конспекты, схемы, презентации по истории и обществознанию

Учебник
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс

Проблемный вопрос

Что свидетельствовало о расцвете культуры в Афинах?

Основные события

  • V–IV вв. до н. э. — эпоха классики, расцвета древнегреческой культуры, ставшей эталоном для последующих эпох.
  • Создание статуи Зевса в Олимпии скульптором Фидием — одно из семи чудес света, уничтожено в V в. н. э. в результате пожара.
  • 449 г. до н. э. — решение Народного собрания Афин о восстановлении и перестройке Акрополя, разрушенного персами.

Конспект

1. Архитектура

  1. Эпоха классики как золотой век культуры

    • V–IV вв. до н. э. считаются временем расцвета древнегреческой культуры, получившей название эпохи классики.
    • Греческая культура этого периода стала образцом и эталоном для последующих цивилизаций на тысячелетия.
  2. Городское планирование

    • Новые города строились по единому плану:
      • кварталы — прямоугольной формы,
      • улицы — прямые,
      • размеры кварталов — одинаковые.
  3. Храмовая архитектура

    • Храмы возводились на ступенчатом каменном возвышении прямоугольной формы с двускатной крышей.
    • Использовались два основных архитектурных ордера:
      • Дорический ордер:
        • строгие, без украшений колонны,
        • ассоциировались с мужественными, суровыми воинами.
      • Ионический ордер:
        • более стройные колонны с изящными завитками (волютами) в верхней части,
        • сравнивались с девушками.
    • Фронтон (треугольное пространство между крышей и карнизом) украшался рельефами и скульптурами.
    • Портики с колоннами служили защитой от зноя.

2. Скульптура и живопись

  1. Расцвет скульптуры

    • Во времена Перикла в Афинах было так много статуй, что говорили: «статуй больше, чем жителей».
    • Скульптуры изготавливались из дерева, мрамора, металла, часто раскрашивались под цвет кожи.
    • Иногда статуи одевали в дорогие одежды, а в глаза вставляли драгоценные камни.
    • Знаменитые произведения:
      • «Копьеносец» — работа скульптора Поликлета,
      • «Афродита Книдская» — работа Праксителя,
      • Статуя Зевса в Олимпии — работа Фидия, одно из семи чудес света (уничтожена в V в. н. э.).
  2. Древнегреческая живопись

    • Основной источник — вазопись:
      • Чернофигурная техникаVI в. до н. э.):
        • фон — красноватый цвет глины,
        • фигуры — покрыты чёрным лаком.
      • Краснофигурная техника (с конца VI в. до н. э.):
        • фигуры — цвета глины,
        • фон — чёрный лак.
    • Выдающиеся художники V в. до н. э.:
      • Зевксис и Паррасий, известные своим соревнованием в иллюзионизме.
      • Паррасий изобразил покрывало так реалистично, что Зевксис признал:

        «Ты обманул глаз живописца, а я — только птиц».


3. Афинский Акрополь

  1. Роль Акрополя в культуре Эллады

    • В V в. до н. э. Афины стали центром духовной и творческой жизни всей Эллады.
    • Перикл пригласил в город лучших архитекторов, скульпторов и художников.
    • Акрополь задумывался как памятник победе над Персидской державой и символ афинского превосходства.
  2. Основные сооружения Акрополя

    • Пропилеи — главные ворота на Акрополь:
      • выполнены в дорическом стиле,
      • символизируют силу и суровость победы над персами.
    • Храм Ники Бескрылой:
      • ионический стиль,
      • скульптура богини Ники создана без крыльев, чтобы «победа никогда не покинула Афины».
    • Бронзовая статуя Афины Воительницы (работы Фидия):
      • высота — 9 метров,
      • видна из моря при входе в порт Пирей,
      • лицо повёрнуто на север — откуда пришли персы,
      • символизирует божественную защиту полиса.
    • Эрехтейон:
      • построен на месте мифического спора между Афиной и Посейдоном за покровительство над городом,
      • содержит колодец с солёной водой (дар Посейдона),
      • рядом растёт олива (дар Афины),
      • украшен кариатидами — женскими фигурами, заменяющими колонны.
    • Парфенон:
      • главный храм Акрополя, посвящён Афине,
      • официальное название — храм Афины Полиады («Градской защитницы»),
      • «Парфенон» происходит от эпитета Парфенос («Дева»), хотя этот титул закрепился позже,
      • окружён дорическими колоннами,
      • внутри находилась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (из золота и слоновой кости), высотой более 10 метров,
      • в дальнейшем здание использовалось как храм, церковь, собор и мечеть.
  3. Организация строительства

    • Решение о восстановлении Акрополя принято Народным собранием Афин в 449 г. до н. э.
    • Общее руководство — Фидий,
    • Архитекторы — Калликрат, Иктин и др.,
    • Работы выполняли афинские граждане.

Заключение

  • Древнегреческая культура V–IV вв. до н. э. стала универсальным эталоном красоты, гармонии и художественного мастерства.
  • Ключевые фигуры эпохи:
    • Фидий — автор статуй Зевса в Олимпии и Афины Парфенос,
    • Поликлет — создатель канона пропорций в скульптуре («Копьеносец»),
    • Пракситель — новатор, придавший скульптуре грацию и чувственность («Афродита Книдская»).
  • Афинский Акрополь — высшее достижение античной архитектуры и символ афинской демократии, мощи и культурного превосходства.

Темы