Учебник
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс
Проблемный вопрос
Что свидетельствовало о расцвете культуры в Афинах?
Основные события
- V–IV вв. до н. э. — эпоха классики, расцвета древнегреческой культуры, ставшей эталоном для последующих эпох.
- Создание статуи Зевса в Олимпии скульптором Фидием — одно из семи чудес света, уничтожено в V в. н. э. в результате пожара.
- 449 г. до н. э. — решение Народного собрания Афин о восстановлении и перестройке Акрополя, разрушенного персами.
Конспект
1. Архитектура
Эпоха классики как золотой век культуры
- V–IV вв. до н. э. считаются временем расцвета древнегреческой культуры, получившей название эпохи классики.
- Греческая культура этого периода стала образцом и эталоном для последующих цивилизаций на тысячелетия.
Городское планирование
- Новые города строились по единому плану:
- кварталы — прямоугольной формы,
- улицы — прямые,
- размеры кварталов — одинаковые.
- Новые города строились по единому плану:
Храмовая архитектура
- Храмы возводились на ступенчатом каменном возвышении прямоугольной формы с двускатной крышей.
- Использовались два основных архитектурных ордера:
- Дорический ордер:
- строгие, без украшений колонны,
- ассоциировались с мужественными, суровыми воинами.
- Ионический ордер:
- более стройные колонны с изящными завитками (волютами) в верхней части,
- сравнивались с девушками.
- Дорический ордер:
- Фронтон (треугольное пространство между крышей и карнизом) украшался рельефами и скульптурами.
- Портики с колоннами служили защитой от зноя.
2. Скульптура и живопись
Расцвет скульптуры
- Во времена Перикла в Афинах было так много статуй, что говорили: «статуй больше, чем жителей».
- Скульптуры изготавливались из дерева, мрамора, металла, часто раскрашивались под цвет кожи.
- Иногда статуи одевали в дорогие одежды, а в глаза вставляли драгоценные камни.
- Знаменитые произведения:
- «Копьеносец» — работа скульптора Поликлета,
- «Афродита Книдская» — работа Праксителя,
- Статуя Зевса в Олимпии — работа Фидия, одно из семи чудес света (уничтожена в V в. н. э.).
Древнегреческая живопись
- Основной источник — вазопись:
- Чернофигурная техника (с VI в. до н. э.):
- фон — красноватый цвет глины,
- фигуры — покрыты чёрным лаком.
- Краснофигурная техника (с конца VI в. до н. э.):
- фигуры — цвета глины,
- фон — чёрный лак.
- Чернофигурная техника (с VI в. до н. э.):
- Выдающиеся художники V в. до н. э.:
- Зевксис и Паррасий, известные своим соревнованием в иллюзионизме.
- Паррасий изобразил покрывало так реалистично, что Зевксис признал:
«Ты обманул глаз живописца, а я — только птиц».
- Основной источник — вазопись:
3. Афинский Акрополь
Роль Акрополя в культуре Эллады
- В V в. до н. э. Афины стали центром духовной и творческой жизни всей Эллады.
- Перикл пригласил в город лучших архитекторов, скульпторов и художников.
- Акрополь задумывался как памятник победе над Персидской державой и символ афинского превосходства.
Основные сооружения Акрополя
- Пропилеи — главные ворота на Акрополь:
- выполнены в дорическом стиле,
- символизируют силу и суровость победы над персами.
- Храм Ники Бескрылой:
- ионический стиль,
- скульптура богини Ники создана без крыльев, чтобы «победа никогда не покинула Афины».
- Бронзовая статуя Афины Воительницы (работы Фидия):
- высота — 9 метров,
- видна из моря при входе в порт Пирей,
- лицо повёрнуто на север — откуда пришли персы,
- символизирует божественную защиту полиса.
- Эрехтейон:
- построен на месте мифического спора между Афиной и Посейдоном за покровительство над городом,
- содержит колодец с солёной водой (дар Посейдона),
- рядом растёт олива (дар Афины),
- украшен кариатидами — женскими фигурами, заменяющими колонны.
- Парфенон:
- главный храм Акрополя, посвящён Афине,
- официальное название — храм Афины Полиады («Градской защитницы»),
- «Парфенон» происходит от эпитета Парфенос («Дева»), хотя этот титул закрепился позже,
- окружён дорическими колоннами,
- внутри находилась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (из золота и слоновой кости), высотой более 10 метров,
- в дальнейшем здание использовалось как храм, церковь, собор и мечеть.
- Пропилеи — главные ворота на Акрополь:
Организация строительства
- Решение о восстановлении Акрополя принято Народным собранием Афин в 449 г. до н. э.
- Общее руководство — Фидий,
- Архитекторы — Калликрат, Иктин и др.,
- Работы выполняли афинские граждане.
Заключение
- Древнегреческая культура V–IV вв. до н. э. стала универсальным эталоном красоты, гармонии и художественного мастерства.
- Ключевые фигуры эпохи:
- Фидий — автор статуй Зевса в Олимпии и Афины Парфенос,
- Поликлет — создатель канона пропорций в скульптуре («Копьеносец»),
- Пракситель — новатор, придавший скульптуре грацию и чувственность («Афродита Книдская»).
- Афинский Акрополь — высшее достижение античной архитектуры и символ афинской демократии, мощи и культурного превосходства.