Учебник
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс
Проблемный вопрос
Чем различались роли мужчины и женщины в Древней Греции?
Конспект
1. В доме
Структура и устройство дома
- Дом был огорожен со всех сторон стенами, с узкими окнами и одной дверью, запиравшейся на замки и засовы.
- Цель — сохранить частную жизнь семьи от посторонних глаз.
Разделение пространства по полу
- Передние комнаты:
- предназначались для приёма гостей.
- Задние комнаты (женская половина — гинекейон):
- отделены отдельной дверью с засовом,
- здесь жили жена, дочери и дети до 7 лет (включая мальчиков).
- Передние комнаты:
Роль женщины в семье
- Женщины проводили почти всё время на женской половине:
- занимались прядением, ткачеством, приготовлением пищи.
- Общение с другими женщинами происходило только в доме,
- На улицу женщина выходила только в сопровождении мужа или служанки.
- Женщины проводили почти всё время на женской половине:
Роль мужчины в семье и обществе
- Утром мужчина занимался хозяйственными делами или торговлей (часто совершал поездки для продажи товаров).
- Вечером устраивал пиршества (симпосиумы) для друзей:
- гости лежали на ложах,
- вели философские беседы,
- наслаждались едой, вином, музыкой и танцами (выступали музыканты и танцовщицы).
- После пира возвращались домой
2. На агоре
Агора как центр общественной жизни
- Агора — главная площадь полиса, выполнявшая три ключевые функции:
- рынок,
- место политических собраний,
- социальный и информационный центр.
- Агора — главная площадь полиса, выполнявшая три ключевые функции:
Экономическая жизнь на агоре
- Продавцы кричали и рекламировали свои товары:
- продукты питания,
- ремесленные изделия,
- предметы роскоши,
- рабы.
- Покупатели торговались, цены были доступными:
- семья могла прожить день на 2 обола (1–2 грамма серебра).
- Продавцы кричали и рекламировали свои товары:
Политическая и культурная роль агоры
- Здесь проходили:
- заседания совета полиса,
- судебные процессы (греки приходили слушать речи ораторов).
- Агора была местом, где узнавали городские новости, встречались с друзьями и участвовали в публичной жизни.
- Здесь проходили:
3. Образование и воспитание детей
Образование мальчиков
- Начиналось в 7 лет в частных школах (родители платили за обучение).
- Основные предметы:
- чтение и письмо: буквы выцарапывали палочкой на восковой дощечке,
- арифметика:
- сложение, вычитание, умножение, деление,
- работа с дробями,
- вычисление площадей и объёмов.
- литература:
- изучение и декламация поэм Гомера — «Илиада» и «Одиссея»,
- герои поэм служили моральными примерами.
- музыка:
- обучение игре на лире и кифаре,
- пение и декламация стихов под аккомпанемент,
- музыка считалась обязательной частью образования.
Физическое воспитание
- С 12 лет мальчики посещали палестру — школу спорта и гимнастики.
- Пять основных упражнений:
- бег,
- борьба,
- прыжки,
- метание диска,
- метание копья.
- Также обучали кулачному бою (для привыкания к боли) и танцам (как «науке о движении тела»).
Гимнасии
- Бесплатные государственные учреждения, где:
- проводились гимнастические упражнения,
- были бассейны и площадки,
- философы и поэты вели беседы и учили красноречию.
- Бесплатные государственные учреждения, где:
Эфебия — завершающий этап воспитания
- В 18 лет юноши становились эфебами (от греч. ephēbos — «юноша призывного возраста»).
- Они:
- приносили клятву верности полису (включала защиту богов, очага, закона и увеличение мощи родины),
- в течение 1 года проходили военную подготовку:
- верховая езда,
- фехтование,
- метание копий,
- стрельба из лука,
- работа с метательными орудиями,
- морское дело,
- разбивка лагеря.
- По окончании первого года:
- демонстрировали навыки в театре,
- получали от государства щит и копьё,
- уходили на годичную службу на границе.
- После двух лет эфебии юноши становились полноправными гражданами.
Образование девочек
- В большинстве полисов девочки не ходили в школу, обучение было домашним.
- Исключение — Спарта:
- существовала государственная система образования,
- девочки получали физическое воспитание, чтобы стать здоровыми матерями будущих воинов.
**Заключение
- Повседневная жизнь в Древней Греции:
- мужчины — участники публичной, политической и экономической жизни,
- женщины — ограничены домашним пространством и хозяйственными обязанностями.
- Агора выступала ядром полисной жизни, объединяя рынок, политику и культуру.
- Образование было гражданским долгом для мальчиков, сочетающим интеллектуальное, художественное и физическое развитие.
- Полноправным гражданином мог стать только мужчина, рождённый от гражданина-отца, прошедший эфебию и достигший совершеннолетия.
- Спарта выделялась среди греческих полисов включением девочек в систему государственного воспитания.