Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. "Всеобщая история. История Древнего мира". 5 класс
Конспект
Проблемный вопрос:
Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?
1. Переход к производящему хозяйству
-
После отступления ледника климат стал близким к современному, изменился животный и растительный мир.
- Исчезли крупные животные (мамонты), стада переместились на север.
- Люди начали охотиться на мелких животных, изобрели лук и стрелы, а также рыболовные сети.
- В период мезолита была приручена собака – первый помощник человека.
-
Неолит ("новый каменный век") начался около 10 тыс. лет назад.
- Главное изменение – переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство).
- Земледелие возникло, когда люди заметили, что зёрна, упавшие в землю, прорастают.
- Использовались деревянные мотыги и каменные жатвенные ножи.
- Первые земледельцы жили в Передней Азии в долинах крупных рек —> появление первых государств
- Скотоводство появилось благодаря приручению животных (козы, овцы, свиньи, коровы, осла).
- Животных разводили для получения мяса, молока, шерсти и кожи.
2. Новые виды деятельности
-
Развитие земледелия:
- Изобретение деревянного плуга позволило обрабатывать твёрдую почву (плужное земледелие).
- Увеличение урожаев освободило часть людей для других занятий -> появление разделения труда -> отделение ремесла от сельского хозяйства.
-
Появление ремёсел:
- Гончарное дело:
- Люди научились изготавливать керамику (глиняные сосуды).
- Позже появился гончарный круг, что улучшило качество изделий.
- Обработка камня, дерева, кости (пиление, шлифование, сверление).
- Ткачество:
- Изобретение прядения и ткацкого станка позволило создавать ткань для одежды.
- Гончарное дело:
-
Разделение труда и торговля:
- Ремесло отделилось от земледелия.
- Развивался обмен между общинами, появились торговые пути.
- В 4-м тыс. до н. э. изобретено колесо, что привело к появлению повозок.
3. Век металлов
-
Медный век (энеолит, 4-е тыс. до н. э.):
- Люди научились добывать медь и изготавливать орудия труда.
- Медные орудия использовались наряду с каменными.
-
Бронзовый век (3–2-е тыс. до н. э.):
- Бронза (сплав меди с оловом, свинцом) была прочнее меди.
-
Железный век (со 2-го тыс. до н. э.):
- Железные орудия повысили производительность труда.
- Появились новые ремёсла: кузнечное, оружейное дело.
4. От родовой общины к соседской
-
Изменения в общине:
- Родовая община (коллективное хозяйство) сменилась соседской общиной (каждая семья имела свой участок).
- Люди объединялись только для крупных работ (вырубка леса, строительство).
-
Социальное расслоение:
- Появились излишки продуктов, что привело к имущественному неравенству.
- Богатство накапливалось через обмен и военные захваты.
- Выделилась знать (вожди, старейшины, шаманы), которая:
- Контролировала ресурсы.
- Передавала власть по наследству.
Итоги
- Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
- Развитие ремёсел (гончарное дело, ткачество, обработка металлов), появление колеса.
- Появление обмена и торговли.
- Замена родовой общины на соседскую.
- Возникновение социального неравенства и выделение знати.
Вывод:
Эпоха неолита стала временем кардинальных изменений – люди перешли к оседлому образу жизни, освоили новые технологии, что привело к развитию общества и появлению первых цивилизаций.