Конспект — 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла (учебник Мединского В.Р.)

Главная страница » Конспекты по истории » Конспект — 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла (учебник Мединского В.Р.)

Авторские материалы по новым учебникам истории под ред. Мединского В.Р.

Конспекты, схемы, презентации по истории и обществознанию

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. "Всеобщая история. История Древнего мира". 5 класс

Конспект

Проблемный вопрос:

Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?

1. Переход к производящему хозяйству

  • После отступления ледника климат стал близким к современному, изменился животный и растительный мир.

    • Исчезли крупные животные (мамонты), стада переместились на север.
    • Люди начали охотиться на мелких животных, изобрели лук и стрелы, а также рыболовные сети.
    • В период мезолита была приручена собака – первый помощник человека.
  • Неолит ("новый каменный век") начался около 10 тыс. лет назад.

    • Главное изменение – переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство).
    • Земледелие возникло, когда люди заметили, что зёрна, упавшие в землю, прорастают.
      • Использовались деревянные мотыги и каменные жатвенные ножи.
      • Первые земледельцы жили в Передней Азии в долинах крупных рек —> появление первых государств
    • Скотоводство появилось благодаря приручению животных (козы, овцы, свиньи, коровы, осла).
      • Животных разводили для получения мяса, молока, шерсти и кожи.

2. Новые виды деятельности

  • Развитие земледелия:

    • Изобретение деревянного плуга позволило обрабатывать твёрдую почву (плужное земледелие).
    • Увеличение урожаев освободило часть людей для других занятий -> появление разделения труда -> отделение ремесла от сельского хозяйства.
  • Появление ремёсел:

    • Гончарное дело:
      • Люди научились изготавливать керамику (глиняные сосуды).
      • Позже появился гончарный круг, что улучшило качество изделий.
    • Обработка камня, дерева, кости (пиление, шлифование, сверление).
    • Ткачество:
      • Изобретение прядения и ткацкого станка позволило создавать ткань для одежды.
  • Разделение труда и торговля:

    • Ремесло отделилось от земледелия.
    • Развивался обмен между общинами, появились торговые пути.
    • В 4-м тыс. до н. э. изобретено колесо, что привело к появлению повозок.

3. Век металлов

  • Медный век (энеолит, 4-е тыс. до н. э.):

    • Люди научились добывать медь и изготавливать орудия труда.
    • Медные орудия использовались наряду с каменными.
  • Бронзовый век (3–2-е тыс. до н. э.):

    • Бронза (сплав меди с оловом, свинцом) была прочнее меди.
  • Железный век (со 2-го тыс. до н. э.):

    • Железные орудия повысили производительность труда.
    • Появились новые ремёсла: кузнечное, оружейное дело.

4. От родовой общины к соседской

  • Изменения в общине:

    • Родовая община (коллективное хозяйство) сменилась соседской общиной (каждая семья имела свой участок).
    • Люди объединялись только для крупных работ (вырубка леса, строительство).
  • Социальное расслоение:

    • Появились излишки продуктов, что привело к имущественному неравенству.
    • Богатство накапливалось через обмен и военные захваты.
    • Выделилась знать (вожди, старейшины, шаманы), которая:
      • Контролировала ресурсы.
      • Передавала власть по наследству.

Итоги

  1. Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
  2. Развитие ремёсел (гончарное дело, ткачество, обработка металлов), появление колеса.
  3. Появление обмена и торговли.
  4. Замена родовой общины на соседскую.
  5. Возникновение социального неравенства и выделение знати.

Вывод:
Эпоха неолита стала временем кардинальных изменений – люди перешли к оседлому образу жизни, освоили новые технологии, что привело к развитию общества и появлению первых цивилизаций.

Темы