Возникновение государств в Двуречье

Главная страница » История » Древний мир » Древняя Месопотамия (Двуречье) » Возникновение государств в Двуречье

Причины

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья возникают первые государства

  • удержания рабов в подчинении
  • обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, её господствующего положения в обществе.

Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.

  • Рабы частью принадлежали знати, частью — государству.
  • Часть освоенной территории, орошаемой разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а собственностью государства.
  • Собственность на орудия труда и домашний скот была частная
  • Храмовое хозяйство из общеплеменной собственности стало государственной собственностью.
    • Продукция храмового хозяйства шла в основном на содержание государственного аппарата и жречества.
  • Представители рабовладельческой знати занимали все государственные посты, а также основные жреческие должности.

Таким образом, помимо того что они имели свои крупные хозяйства, они могли в своих интересах использовать то, что находилось в государственной собственности, и в первую очередь землю.

  • сильны были пережитки первобытно-общинных отношений.
  • Большинство населения составляли общинники.
    • платили обязательный государственный налог, а их работа на общественные нужды превращалась в тяжёлую повинность, в работу на эксплуататорскую верхушку общества и на нужды находившегося в её руках государственного аппарата.

Свободные общинники составляли основную производительную часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин.

По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Дополнительные статьи