Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах.
Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы.
Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.
К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала III тысячелетия эпическая поэма о паре Киша Акке и царе Урука Гильгамеше Гильгамеше, согласно которой царь города Киша требует от города Урука рытья больших и малых водных бассейнов во всей стране. В таком случае население зависимого города фактически превращалось в подневольных людей.
Положение рабов в древнейшем шумерском обществе было чрезвычайно приниженным. Раб часто назывался иги-ну-ду — «не поднимающий глаз», т. е. держащий глаза опущенными перед свободными людьми. Рабов приносили в жертву богам и умершим царям.
Дополнительные статьи
- Возникновение государств в Двуречье
- Возникновение рабства в Двуречье
- Территория и население Месопотамии
- Города-государства шумеров (4000 – 2370 г. до н.э.)
- Аккадско-шумерское царство (2370 – 2200 г. до н.э.)
- Государство III династии Ура (2116 – 2000 г. до н.э.)
- Старовавилонский период (1895 – 1595 г. до н.э.)
- Касситский период (1595 – 1200 г. до н.э.)
- Ассирийская империя (1200 – 626 г. до н.э.)
- Нововавилонское царство (626 – 539 г. до н.э.)