Культура в XVI веке

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Что посмотреть?

Основные даты и события:

  1. 1549 г. – Иван Пересветов в челобитных молодому Ивану IV изложил проект реформ.
  2. 1564 г. – Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец выпустили первую отечественную печатную книгу — «Апостол».
  3. 1574 г. – Иван Фёдоров выпустил первую славянскую «Азбуку» во Львове.
  4. 1586 г. – Фёдор Конь начал в Москве строительство Белого города.
  5. 1600 г. – завершено строительство колокольни Ивана Великого.

Книгопечатание и публицистика:

Иван Федоров
Иван Федоров
  1. Век публицистики. В XVI веке в русской культуре заметно усиливается роль публицистики. Книжники и публицисты активно участвуют в общественной дискуссии, формируя духовную атмосферу реформ и выражая мнение различных сословий об устройстве государства и общества.
  2. Первопечатник Иван Фёдоров. В 1564 году Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец выпустили первую отечественную печатную книгу — «Апостол». Это событие открыло новую эру в истории русской культуры, обозначив начало развития книгопечатания в России.
  3. Библиотека Ивана Грозного. Библиотека Ивана Грозного, согласно преданию, содержала уникальное собрание книг, включая произведения известных и неизвестных античных авторов. Однако её судьба до сих пор остаётся неизвестной.
Великие Четьи-Минеи – Максим Грек

“Великие Четьи-Минеи” – это цикл церковных чтений, составленных Максимом Греком, Митрополитом Макарием и другими учёными XVI века. Этот проект был начат в 1551 году и завершён в 1552 году.

  1. Роль Максима Грека и Метрополита Макария.
    Максим Грек, богослов и переводчик, внёс значительный вклад в создание “Великих Четьи-Миней”. Метрополит Макарий, будучи духовным лидером Русской православной церкви, также активно участвовал в работе над проектом.
  2. Значение “Великих Четьи-Миней”.
    Этот проект стал важной частью религиозной и культурной жизни России. Он способствовал укреплению единства Русской православной церкви и формированию её духовной культуры. “Великие Четьи-Минеи” стали основой для создания позднейших церковных чтений и оказали значительное влияние на развитие русской литературы и культуры.
  3. “Великие Четьи-Минеи” и книгопечатание.
    Создание “Великих Четьи-Миней” совпало с развитием книгопечатания в России. Этот проект стал одним из первых крупных изданий, выполненных с помощью печатного станка. Это помогло распространить “Великие Четьи-Минеи” по всей стране и сделало их доступными для широкого круга верующих.
Домострой

“Домострой” – это свод правил быта, морали и нравственности, составленный в России во второй половине XVI века. Это произведение отражает нормы и ценности того времени, включая взгляды на семью, воспитание, домашнее хозяйство и религиозные обряды.

  1. В “Домострое” содержатся правила быта и нравственности, инструкции по ведению домашнего хозяйства, советы по воспитанию детей, а также указания по соблюдению религиозных обрядов и традиций.
  2. Авторство “Домостроя” до сих пор вызывает споры среди исследователей. Некоторые полагают, что автором был священник Сильвестр, другие ассоциируют его с именем князя Володимира Старицкого.
  3. “Домострой” имеет большое значение для изучения социально-культурной истории России XVI века. Он отражает взгляды и ценности того времени, а также представляет собой ценный источник информации о быте, морали и нравственности русского общества.
  4. “Домострой” содержит много религиозных элементов и сильно окрашен христианской этикой. Он включает в себя инструкции по соблюдению религиозных обрядов и традиций, а также советы по ведению христианского образа жизни.
  5. “Домострой” в современном обществе. Несмотря на то, что “Домострой” был написан несколько столетий назад, он до сих пор вызывает интерес у исследователей и читателей. Некоторые его правила и советы по-прежнему актуальны и применимы в современном обществе.

Архитектура XVI века в России:

Собор Покрова Богородицы на Рву
Собор Покрова Богородицы на Рву
  1. Московский Кремль. В XVI веке окончательно сложился архитектурный облик Московского Кремля. В его составе была завершена строительство Успенского собора, Архангельского собора, колокольни Ивана Великого. Кремль стал административным и духовным центром страны, отражая могущество Москвы — «Третьего Рима».
  2. Храм Вознесения в Коломенском. Церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная в 1530—1532 годах, является выдающимся памятником зодчества того времени.
  3. Покровский собор на Красной площади. Собор Покрова Богородицы на Рву (1555—1561), известный как Покровский собор или храм Василия Блаженного, является ярким примером архитектуры XVI века. Вокруг центрального шатра собора расположены восемь шатров-главок, символизирующих объединение Москвой разных земель и царств.
  4. Белый город. В 1586 году замечательный архитектор и строитель Фёдор Конь начал в Москве строительство Белого города — новых укреплений, которые почти десятикилометровым кольцом охватили столицу.
  5. Смоленские стены. Под руководством Фёдора Коня были построены каменные стены Смоленска, главного опорного пункта для защиты Москвы. Эти стены, сохранившиеся до нашего времени, поражают своей красотой и монументальностью.
  6. Китай-город. При Елене Глинской для прикрытия разросшегося московского посада к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города.
Храм Вознесения в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском

В целом, архитектура XVI века отражает процесс формирования единого Русского государства и укрепления царской власти. Характерными чертами архитектуры этого времени стали монументальность, высокий уровень мастерства и оригинальность стиля.

Цитаты

  1. «Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную пищу». – Иван Фёдоров, 1574 г.
  2. «Воинниками он силён и славен» – Иван Пересветов, 1549 г.
  3. «Больше всего полезны пахари, их трудами созидается главнейшее богатство — хлеб» – Ермолай-Еразм.
  4. «Ведь если ты установишь, чтобы с терпением жили, тогда не нужны для царства или власти правители и князья; итак, упразднится начальство, власть и господство, и будет жизнь беспорядочной; в буйстве сильный будет угнетать бессильного, пусть он терпит. И не нужны будут судьи в царстве, которые правду блюдут, потому что всё разрешит терпение там, где в терпении жить будут.» – Фёдор Карпов, XVI в.

Дополнительные статьи