Конспект — 10. Наука и искусство в Древнем Египте

Главная страница » Конспекты по истории » Конспекты по истории Древнего мира — 5 класс » Конспект — 10. Наука и искусство в Древнем Египте

Авторские материалы по новым учебникам истории под ред. Мединского В.Р.

Конспекты, схемы, презентации по истории и обществознанию

Учебник
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс

Проблемный вопрос
Что свидетельствовало о высоком уровне развития науки и искусства в Древнем Египте?

Конспект

Тайна иероглифов

  1. Природа и сложность древнеегипетской письменности.

    • Письменность Древнего Египта состояла из иероглифов (от греч. «священный» и «то, что вырезано»).
    • Это была сложная система словесно-слогового письма, которую сами египтяне называли «словами бога».
    • Со временем знание этой письменности было утрачено.
  2. Расшифровка иероглифов и роль Франсуа Шампольона.

    • Ключом к расшифровке послужила находка Розеттского камня, на котором один текст был написан на трех языках: двумя видами египетских иероглифов и на древнегреческом.
    • Франсуа Шампольон (1790–1832) — французский ученый, один из основателей египтологии (науки, изучающей язык, историю и культуру Древнего Египта).
    • Он предположил, что имена правителей (царя Птолемея и царицы Клеопатры), упомянутые в греческой части, в иероглифическом тексте выделены особыми овальными рамками (картушами).
    • Сравнив известные имена из греческого текста с символами в картушах, Шампольон определил звуковое значение первых иероглифов, что позволило впоследствии расшифровать всю систему письма.

Образование

  1. Система и содержание образования.

    • Школы находились при храмах, а учителями были жрецы.
    • Образование было привилегией мальчиков.
    • Учебная программа включала: астрономию, математику, географию, историю и медицину.
    • Обучение письму начиналось на пластинках известняка, а на старшей ступени — на папирусе (материале из тростника) с помощью тростниковых палочек и чернил.
  2. Методы обучения и дисциплина.

    • Процесс обучения был строгим, лентяев наказывали палками.
    • От учеников требовалось беспрекословное повиновение и прилежание, о чем свидетельствует дошедшее до нас «Наставление ученику».
    • Окончившие школу считались образованными людьми и могли занять высокие должности писца, жреца или государственного чиновника, так как грамотность была редким и ценным навыком.

Научные знания

  1. Развитие математики.

    • Математика носила прикладной характер и была необходима для строительства, землемерия и сбора налогов.
    • Единицы измерения длины были основаны на частях человеческого тела: палец, ладонь (4 пальца), ступня, локоть (7 ладоней).
    • Древнейшие математические тексты (например, «Московский математический папирус») содержали практические задачи.
  2. Достижения в астрономии и календаре.

    • Египтяне создали календарь, близкий к современному: 12 месяцев по 30 дней + 5 праздничных дней в конце года.
    • Летоисчисление велось по годам правления очередного фараона.
  3. Медицинские знания.

    • Знания о строении тела были высоки благодаря практике бальзамирования (обряда сохранения тел).
    • Однако медицина была тесно связана с магией.
    • Существовала узкая специализация врачей (по зубам, ушам, хирургия и т.д.).
    • Заболевания классифицировались по трем категориям: излечимые, те, с которыми можно бороться, и неизлечимые.
    • Интересный факт: главным органом, ответственным за мыслительную деятельность, египтяне считали сердце, а не мозг (сердце взвешивали на суде Осириса).

Искусство

  1. Каноны и виды искусства.

    • Египтяне мастерски работали с деревом, глиной, камнем и металлом.
    • Скульптура и рельефы подчинялись строгим правилам (канонам):
      • Цвет кожи мужчин изображался темнее, чем у женщин.
      • Поза сидящего человека была строго регламентирована (руки на коленях).
      • В руках статуи всегда был символ профессии или власти.
      • Фараоны изображались намного крупнее других людей, что подчеркивало их величие.
    • Рельефы украшали гробницы и храмы, детально depicting быт и верования египтян.
  2. Величественная архитектура.

    • Главными архитектурными сооружениями были храмы, пирамиды и скальные гробницы.
    • Пирамида Хуфу (Хеопса) (ок. 2600 г. до н.э.) — самое большое и знаменитое сооружение.
      • Высота — 147 метров.
      • Строилась около 20-30 лет из каменных блоков весом 2-30 тонн.
      • Для строительства использовались медные инструменты, клинья и насыпные пандусы вместо подъемных механизмов.
    • Большой сфинкс в Гизе — гигантская статуя льва с лицом фараона Хафра (длина 57 м, высота 20 м).

Ключевые термины и понятия

  1. Иероглифы — священные знаки-рисунки, составляющие древнеегипетскую словесно-слоговую систему письменности.
  2. Папирус — материал для письма, изготавливавшийся из одноименного тростника; также литературное или научное произведение, написанное на этом материале.
  3. Пирамида Хуфу (Хеопса) — самое крупное пирамидальное сооружение в Египте, построенное как гробница для фараона IV династии Хуфу; одно из Семи чудес света.
  4. Бальзамирование — сложный религиозный обряд сохранения тела умершего, который способствовал развитию медицинских знаний о анатомии человека.
  5. Египтология — научная дисциплина, изучающая язык, историю, культуру и археологию Древнего Египта; основана после расшифровки иероглифов Ф. Шампольоном.

Темы