Что посмотреть?
Термины
- Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
- Балет – музыкально-хореографическое произведение, в котором содержание выражается через танец.
- Романс – вокальное произведение, исполняемое одним голосом в сопровождении инструмента.
- Кант – многоголосая песня, обычно бытового содержания.
- Капельмейстер – руководитель оркестра или хора.
- Меломан – любитель музыки.
- Скоморох – народный артист в Древней Руси, выступавший с песнями, танцами, акробатическими номерами и т. д.
- Паганини – выдающийся итальянский скрипач и композитор, прославившийся своим виртуозным владением скрипкой.
Основные события
- 1735—1763 – постановка 17 опер при дворе Анны Иоанновны.
- 1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театра».
- 1756 – строительство Постоянного русского театра на Царицыном лугу.
- 1760 – строительство Театра для русских комедий, трагедий и опер в Москве.
- 1767 – постановка на русском национальном музыкальном материале балета «Забавы о святках».
- 1773 – возникновение балетного класса при Московском воспитательном доме.
Исторические личности
- Анна Иоанновна (1693—1740) – императрица России, при которой в России появилась итальянская опера.
- Елизавета Петровна (1709—1762) – императрица России, при которой возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.
- Фёдор Григорьевич Волков (1729—1763) – ярославский актёр и режиссёр, основатель первого русского профессионального театра.
- Екатерина II (1729—1796) – императрица России, при которой развивается русская оперная музыка.
- Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825) – композитор, автор популярной оперы «Празднество сеньора».
- Василий Алексеевич Пашкевич (1742—1797) – композитор, автор оперы «Скупой».
- Евстигней Ипатович Фомин (1761 — 1800) – композитор, автор оперы «Ямщики на подставе».
- Иван Емельянович Хандошкин (1747—1804) – композитор и музыкальный педагог, известный как «русский Паганини».
- Михаил Алексеевич Матинский (1750—1820) – крепостной композитор, получивший музыкальное образование в России и в Италии.
- Прасковья Ковалёва-Жемчугова (1768—1803) – крепостная певица, ставшая женой своего хозяина, графа Н. П. Шереметева.
Конспект
1. Музыка и театр в европейской истории XVIII в.
В XVIII веке в Европе наблюдался расцвет музыкального и театрального творчества. В каждой стране театр имел свои особенности: в Англии преобладали постановки с моральным содержанием, во Франции – сатирические мотивы, в Италии – эмоциональность и образность.
2. Иностранцы на русской сцене
В XVIII веке в Россию стали приглашать иностранных артистов. При Анне Иоанновне в России появилась итальянская опера, а при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.
3. Зарождение русского публичного театра
В середине XVIII века в России возникли предпосылки для появления русского театра. В царствование Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр, который возглавил Фёдор Григорьевич Волков. В театре ставили трагедии А. Сумарокова, а также балеты на русском национальном музыкальном материале.
4. Уличный театр в России
Несмотря на открытие театров, уличный театр оставался популярным среди простого народа. Главными артистами уличного театра были скоморохи, которые выступали с песнями, танцами и акробатическими номерами.
5. Музыка
В XVIII веке в России появились новые музыкальные жанры – романс и кант. Романсом тогда называли вокальное произведение, исполненное на французском языке, а кантом – многоголосую бытовую песню.
6. Первые русские композиторы и их музыка
В эпоху правления Екатерины II развивается русская оперная музыка. Наиболее популярными были оперы Д. С. Бортнянского, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина и др. Выдающимся композитором и музыкальным педагогом был И. Е. Хандошкин.
7. Крепостной и домашний театр
Итальянская музыка и пение были популярны среди русских вельмож. Они заводили собственные домашние театры с крепостными певцами и актёрами. Наиболее известными были крепостные театры графа Н. П. Шереметева и князей Юсуповых.
Вопросы и ответы
1. Дайте своё определение понятию «музыкальный жанр».
Музыкальный жанр – это категория музыкальных произведений, объединённых общими художественными признаками, такими как форма, тематика, стиль, состав исполнителей и т. д.
2. Сформулируйте основную идею развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в.
Основная идея развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в., заключалась в поддержке и поощрении талантливых русских композиторов и исполнителей, что способствовало формированию и развитию национальной музыкальной культуры.
3. Чем публичный театр отличается от других его форм?
Публичный театр отличается от других его форм тем, что спектакли в нём ставятся для широкой публики, а не для узкого круга лиц (как, например, в придворном или домашнем театре).
4. Какова была роль Ф. Г. Волкова в становлении русского театра?
Ф. Г. Волков сыграл ключевую роль в становлении русского театра: он основал первый русский профессиональный театр, поставил первые русские пьесы, воспитал целую плеяду талантливых актёров и режиссёров.
5. Найдите историческую ошибку в предложении: «При Анне Иоанновне было поставлено несколько опер, где певцы из Франции блестяще исполнили произведения крепостных авторов».
Историческая ошибка в этом предложении заключается в том, что в XVIII веке крепостных композиторов в России ещё не было. Оперы, поставленные при Анне Иоанновне, были написаны итальянскими композиторами.
6. Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?
Центрами театрального искусства в России в XVIII в. считались Санкт-Петербург и Москва.
7. Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?
Наиболее популярными музыкальными жанрами у первых российских композиторов были опера, кант и романс.
8. Почему театр называют «синтетическим» искусством?
Театр называют «синтетическим» искусством, потому что в нём органично сочетаются различные виды искусства: литература (драматургия), музыка, хореография, изобразительное искусство и др.
Дополнительные статьи
- Эпоха правления Петра 1 (1696-1725)
- Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)
- Правление Екатерины 2 (1762-1796)
- Российская империя при Павле I (1796-1801)
- Общественная мысль и литература в эпоху Просвещения
- Образование в России в XVIII в.
- Развитие науки и техники в России XVIII века
- Русская архитектура XVIII века
- Живопись и скульптура в XVIII веке
- Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке
- Народы России в XVIII веке
- Перемены в повседневной жизни россиян в XVIII веке