Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке

Главная страница » История » История России » 7. Россия в XVIII веке » Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке
Что посмотреть?
Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке
Термины
  • Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
  • Балет – музыкально-хореографическое произведение, в котором содержание выражается через танец.
  • Романс – вокальное произведение, исполняемое одним голосом в сопровождении инструмента.
  • Кант – многоголосая песня, обычно бытового содержания.
  • Капельмейстер – руководитель оркестра или хора.
  • Меломан – любитель музыки.
  • Скоморох – народный артист в Древней Руси, выступавший с песнями, танцами, акробатическими номерами и т. д.
  • Паганини – выдающийся итальянский скрипач и композитор, прославившийся своим виртуозным владением скрипкой.

Основные события

  • 1735—1763 – постановка 17 опер при дворе Анны Иоанновны.
  • 1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театра».
  • 1756 – строительство Постоянного русского театра на Царицыном лугу.
  • 1760 – строительство Театра для русских комедий, трагедий и опер в Москве.
  • 1767 – постановка на русском национальном музыкальном материале балета «Забавы о святках».
  • 1773 – возникновение балетного класса при Московском воспитательном доме.

Исторические личности

  • Анна Иоанновна (1693—1740) – императрица России, при которой в России появилась итальянская опера.
  • Елизавета Петровна (1709—1762) – императрица России, при которой возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.
  • Фёдор Григорьевич Волков (1729—1763) – ярославский актёр и режиссёр, основатель первого русского профессионального театра.
  • Екатерина II (1729—1796) – императрица России, при которой развивается русская оперная музыка.
  • Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825) – композитор, автор популярной оперы «Празднество сеньора».
  • Василий Алексеевич Пашкевич (1742—1797) – композитор, автор оперы «Скупой».
  • Евстигней Ипатович Фомин (1761 — 1800) – композитор, автор оперы «Ямщики на подставе».
  • Иван Емельянович Хандошкин (1747—1804) – композитор и музыкальный педагог, известный как «русский Паганини».
  • Михаил Алексеевич Матинский (1750—1820) – крепостной композитор, получивший музыкальное образование в России и в Италии.
  • Прасковья Ковалёва-Жемчугова (1768—1803) – крепостная певица, ставшая женой своего хозяина, графа Н. П. Шереметева.

Конспект

1. Музыка и театр в европейской истории XVIII в.

В XVIII веке в Европе наблюдался расцвет музыкального и театрального творчества. В каждой стране театр имел свои особенности: в Англии преобладали постановки с моральным содержанием, во Франции – сатирические мотивы, в Италии – эмоциональность и образность.

2. Иностранцы на русской сцене

В XVIII веке в Россию стали приглашать иностранных артистов. При Анне Иоанновне в России появилась итальянская опера, а при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.

3. Зарождение русского публичного театра

В середине XVIII века в России возникли предпосылки для появления русского театра. В царствование Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр, который возглавил Фёдор Григорьевич Волков. В театре ставили трагедии А. Сумарокова, а также балеты на русском национальном музыкальном материале.

4. Уличный театр в России

Несмотря на открытие театров, уличный театр оставался популярным среди простого народа. Главными артистами уличного театра были скоморохи, которые выступали с песнями, танцами и акробатическими номерами.

5. Музыка

Музыка 18 век

В XVIII веке в России появились новые музыкальные жанры – романс и кант. Романсом тогда называли вокальное произведение, исполненное на французском языке, а кантом – многоголосую бытовую песню.

6. Первые русские композиторы и их музыка

В эпоху правления Екатерины II развивается русская оперная музыка. Наиболее популярными были оперы Д. С. Бортнянского, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина и др. Выдающимся композитором и музыкальным педагогом был И. Е. Хандошкин.

7. Крепостной и домашний театр

Итальянская музыка и пение были популярны среди русских вельмож. Они заводили собственные домашние театры с крепостными певцами и актёрами. Наиболее известными были крепостные театры графа Н. П. Шереметева и князей Юсуповых.

Вопросы и ответы

1. Дайте своё определение понятию «музыкальный жанр».

Музыкальный жанр – это категория музыкальных произведений, объединённых общими художественными признаками, такими как форма, тематика, стиль, состав исполнителей и т. д.

2. Сформулируйте основную идею развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в.

Основная идея развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в., заключалась в поддержке и поощрении талантливых русских композиторов и исполнителей, что способствовало формированию и развитию национальной музыкальной культуры.

3. Чем публичный театр отличается от других его форм?

Публичный театр отличается от других его форм тем, что спектакли в нём ставятся для широкой публики, а не для узкого круга лиц (как, например, в придворном или домашнем театре).

4. Какова была роль Ф. Г. Волкова в становлении русского театра?

Ф. Г. Волков сыграл ключевую роль в становлении русского театра: он основал первый русский профессиональный театр, поставил первые русские пьесы, воспитал целую плеяду талантливых актёров и режиссёров.

5. Найдите историческую ошибку в предложении: «При Анне Иоанновне было поставлено несколько опер, где певцы из Франции блестяще исполнили произведения крепостных авторов».

Историческая ошибка в этом предложении заключается в том, что в XVIII веке крепостных композиторов в России ещё не было. Оперы, поставленные при Анне Иоанновне, были написаны итальянскими композиторами.

6. Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?

Центрами театрального искусства в России в XVIII в. считались Санкт-Петербург и Москва.

7. Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?

Наиболее популярными музыкальными жанрами у первых российских композиторов были опера, кант и романс.

8. Почему театр называют «синтетическим» искусством?

Театр называют «синтетическим» искусством, потому что в нём органично сочетаются различные виды искусства: литература (драматургия), музыка, хореография, изобразительное искусство и др.

Дополнительные статьи