Живопись и скульптура в XVIII веке

Главная страница » История » История России » 7. Россия в XVIII веке » Живопись и скульптура в XVIII веке
Что посмотреть?
Картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда». 1770 год.
Картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда». 1770 год.
Термины
  • Барокко – стиль в искусстве, для которого характерны пышность, динамичность, контрастность и обилие декоративных элементов.
  • Рококо – стиль в искусстве, характеризующийся изяществом, легкостью, игривостью и асимметрией.
  • Классицизм – стиль в искусстве, основанный на принципах античного искусства: строгости, симметрии, гармонии и рациональности.
  • Сентиментализм – направление в искусстве, характеризующееся повышенной чувствительностью, идеализацией природы и человеческих чувств.
  • Парадный портрет – портрет, предназначенный для официальных целей, который изображает человека в торжественной обстановке и с подчеркиванием его социального статуса.
  • Камерный портрет – портрет, предназначенный для частного использования, который изображает человека в непринужденной обстановке и с акцентом на его индивидуальных чертах.
  • Историческая живопись – жанр живописи, посвященный изображению исторических событий или персонажей.
  • Скульптура – вид изобразительного искусства, который создает трехмерные формы из твердых материалов, таких как камень, металл или дерево.
  • Бюст – скульптурное изображение верхней части человеческого тела, включая голову, шею и плечи.
  • Статуя – скульптурное изображение человека или животного в полный рост.

Основные события

  • 1742 г. – Алексей Петрович Антропов начинает свою карьеру художника, оформляя коронационные торжества императрицы Елизаветы Петровны.
  • 1752 г. – Антропов пишет запрестольный алтарный образ «Тайная вечеря» для Андреевского собора в Киеве.
  • 1760 г. – Фёдор Степанович Рокотов принят в Академию художеств в Петербурге.
  • 1771-1775 гг. – Федот Иванович Шубин создает 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца.
  • 1775-1785 гг. – Шубин создает 42 скульптуры для Мраморного дворца.
  • 1782 г. – открытие Медного всадника, созданного Этьеном Морисом Фальконе.

Исторические личности

  • Алексей Петрович Антропов (1716-1795) – русский художник, один из основоположников светского портрета в России.
  • Иван Петрович Аргунов (1729-1802) – русский художник, мастер портретного жанра, создавший галерею парадных портретов графов Шереметевых.
  • Николай Иванович Аргунов (1771-1829) – русский художник, сын И.П. Аргунова, прославившийся изображениями крепостных актрис Останкинского театра.
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) – русский художник, мастер портретного жанра, создавший галерею портретов известных современников.
  • Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) – русский художник, мастер портретного жанра, создавший глубокие по содержанию образы деятелей эпохи Просвещения.
  • Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) – русский художник, мастер портретного жанра, создавший идеализированные женские образы.
  • Антон Павлович Лосенко (1737-1773) – русский художник, основоположник русской исторической живописи.
  • Федот Иванович Шубин (1740-1805) – русский скульптор, создавший портретные бюсты и статуи известных современников.
  • Этьен Морис Фальконе (1716-1791) – французский скульптор, создатель памятника Петру I «Медный всадник».
  • Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – русский государственный деятель, основатель Академии художеств, коллекционер живописи.

Конспект

1. Особенности развития живописи в XVIII в.

  • Расцвет живописи во всех европейских странах.
  • Разнообразие жанров: портреты, исторические картины, пейзажи, натюрморты, бытовой жанр.
  • Стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства.
  • Появление бытового жанра, отражающего идеи сентиментализма.

2. А. П. Антропов (1716-1795)

«Тайная вечеря» для Андреевского собора в Киеве
  • Один из самых известных художников школы барокко.
  • Участник оформления коронационных торжеств и других официальных мероприятий.
  • Создатель запрестольного алтарного образа «Тайная вечеря» для Андреевского собора в Киеве.
  • Один из первых художников России, начавших писать светские портреты.
  • Его портреты отличались правдивостью характеристик, подчеркивали волевые качества людей.

3. И. П. и Н. И. Аргуновы

И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.1784.
И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.1784.
  • Мастера портретного жанра.
  • Иван Петрович Аргунов создал галерею парадных портретов графов Шереметевых.
  • Николай Иванович Аргунов прославился изображениями крепостных актрис Останкинского театра.
  • Иван Петрович считался учителем крупных художников той поры, в том числе А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого.

4. Ф. С. Рокотов (1735-1808)

Коронационный портрет Екатерины 2, 1763
Коронационный портрет Екатерины 2, 1763
  • Особая душевность и умение передать многогранность личности.
  • Большинство картин написаны в стиле рококо.
  • Создал галерею портретов известных современников.
  • Его женские портреты отличались тонкой живописью, поэтичностью и осознанием духовной и физической красоты.

5. Д. Г. Левицкий (1735-1822)

  • Долгая и плодотворная творческая жизнь.
  • Создал множество портретов известных людей империи.
  • Его портреты отличались яркой индивидуальностью образов.
  • Создал глубокие по содержанию образы деятелей эпохи Просвещения.
  • Вершиной его творчества считается серия портретов воспитанниц Смольного института.

6. В. Л. Боровиковский (1757-1825)

  • Черты сентиментализма и классицизма в творчестве.
  • Преобладание камерного портрета.
  • Особенно яркими получались женские образы.
  • Стремился передать идеал красоты своей эпохи.

7. А. П. Лосенко (1737-1773)

  • Основоположник русской исторической живописи.
  • Один из самых талантливых учеников Аргунова.
  • Создал известную историческую работу «Владимир перед Рогнедой».
  • Его портреты отличаются тонкой психологической характеристикой.

8. Ф. И. Шубин (1740-1805)

  • Крупнейший русский скульптор XVIII в.
  • Родился в крестьянской семье, но его талант был замечен.
  • Создал портретные бюсты и статуи известных современников.
  • Его работы отличались виртуозным проникновением во внутренний мир персонажей.
  • Также был талантливым декоратором.

9. Иностранные мастера на русской службе

  • На русской службе трудилось немало иностранных мастеров.
  • Этьен Морис Фальконе создал памятник Петру I «Медный всадник», ставший одним из символов Петербурга.

10. Коллекционирование живописи и скульптуры

  • Коллекционирование произведений художественной культуры стало показателем престижа.
  • Коллекция И. И. Шувалова стала основой коллекции живописи Эрмитажа.
  • Практически все правители России в XVIII в. внесли вклад в собирание произведений художественной культуры.
Вопросы и ответы

1. Какие сюжеты были особенно популярны среди российских живописцев XVIII в.?

  • Портреты (парадные и камерные)
  • Исторические картины
  • Пейзажи
  • Натюрморты
  • Сцены из народной жизни

2. Какие атрибуты обязательно присутствовали на парадном портрете XVIII в.? Что отличало их от камерных портретов?

Парадный портрет:

  • Изображение человека в торжественной обстановке
  • Подчеркивание социального статуса
  • Наличие атрибутов власти, богатства или профессии
  • Фон, соответствующий положению человека (например, дворец, кабинет)

Камерный портрет:

  • Изображение человека в непринужденной обстановке
  • Акцент на индивидуальных чертах
  • Отсутствие атрибутов власти или богатства
  • Фон, не отвлекающий от лица (например, нейтральный фон или природа)

3. Какие культурные традиции были характерны для русской скульптуры XVIII в.?

  • Классицизм
  • Барокко
  • Рококо
  • Реализм

4. Как в произведениях, написанных в стиле сентиментализма, отражалась жизнь крестьян России? При ответе используйте иллюстрации.

В произведениях, написанных в стиле сентиментализма, жизнь крестьян России отражалась через изображение их повседневного быта, труда и переживаний. Художники стремились передать душевную красоту и моральные качества простых людей.

Пример: Картина В.Г. Перова “Тройка” (1866) изображает трех крестьянских детей, везущих воду в санях. Художник показывает тяжесть и безрадостность их жизни, но в то же время подчеркивает их стойкость и внутреннюю силу.

5. Какую пользу для историков могут принести исследования иллюстраций полотен художников XVIII в. на с. 93—94?

Исследования иллюстраций полотен художников XVIII в. на с. 93—94 могут принести историкам следующую пользу:

  • Понимание быта, одежды и повседневной жизни людей того времени
  • Изучение архитектуры, интерьеров и других исторических объектов
  • Выявление исторических событий и личностей, изображенных на картинах
  • Анализ социальных отношений и иерархии в обществе

6. Определите сословное происхождение и чин персонажа, изображённого на портрете на с. 93. Объясните свой вывод.

На портрете на с. 93 изображен мужчина в мундире с орденами. Это указывает на то, что он является военным. Погоны и эполеты свидетельствуют о том, что он имеет чин полковника.

7. Что было общим в судьбе большинства российских художников XVIII в.?

Большинство российских художников XVIII в. были выходцами из низших сословий. Они получали образование в Академии художеств, которая была основана в 1757 году. После окончания Академии художники часто работали при дворе или выполняли заказы знатных людей.

8. Кого из российских живописцев XVIII в. можно назвать мастером женского портрета?

Мастером женского портрета XVIII в. можно назвать Владимира Лукича Боровиковского. Его женские портреты отличаются тонкой живописью, поэтичностью и осознанием духовной и физической красоты.

Дополнительные статьи