Образование в России в XVIII в.

Что посмотреть?
Образование в России в XVIII в.
Термины
  • Академия наук – научное учреждение, занимающееся исследованиями в различных областях знаний.
  • Академия художеств – учебное заведение, готовящее художников, скульпторов и архитекторов.
  • Гимназия – среднее учебное заведение, дающее общее образование.
  • Гувернёр – воспитатель, нанимаемый в богатые семьи для обучения детей.
  • Куратор – должностное лицо, осуществляющее надзор и управление учебным заведением.
  • Семинария – среднее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей.
  • Университет – высшее учебное заведение, дающее высшее образование и проводящее научные исследования.
  • Училище – учебное заведение, дающее начальное или среднее образование.

Основные события

  • 1731 – открытие Сухопутного шляхетского корпуса.
  • 1755 – открытие Московского университета.
  • 1757 – открытие Академии художеств.
  • 1764 – создание “Императорского воспитательного общества благородных девиц” при Смольном монастыре.
  • 1779 – открытие Учительской семинарии при разночинной гимназии Московского университета.
  • 1780-е – школьная реформа Екатерины II.
  • 1798 – открытие Медико-хирургической академии в Петербурге.

Исторические личности

  • Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765) – ученый-энциклопедист, основатель Московского университета.
  • Миних, Бурхард Кристоф (1683-1767) – военный деятель, основатель Сухопутного шляхетского корпуса.
  • Шувалов, Иван Иванович (1727-1797) – государственный деятель, основатель Московского университета и Академии художеств.
  • Янкович, Фёдор Иванович (1741-1814) – сербский педагог, автор школьной реформы Екатерины II.

Конспект

1. Век Просвещения и его влияние на российскую школу

  • Влияние идей Просвещения на российское образование: акцент на разуме, науке и светском образовании.
  • Создание учебных заведений по инициативе Петра I: духовные семинарии, военные училища, Академия наук и университет при ней.
  • Подготовка будущих офицеров и политической элиты в Сухопутном шляхетском корпусе.
  • Преподавание выдающимися учёными в Академии наук и университетском университете.

2. Московский университет

  • Инициатива создания университета М.В. Ломоносова и поддержка И.И. Шувалова.
  • Отсутствие богословского факультета и преподавание на русском языке.
  • Создание гимназии при университете для подготовки будущих студентов.
  • Становление Московского университета как крупнейшего научного и образовательного центра России.

3. Академия художеств

  • Основание Академии художеств И.И. Шуваловым для обучения будущих художников, скульпторов и архитекторов.
  • Поиск талантливых учеников по всей стране.
  • Выдающиеся специалисты, подготовленные первым выпуском Академии художеств.

4. Домашнее образование

  • Популярность домашнего образования среди дворян.
  • Изучение иностранных языков, зарубежной литературы и истории.
  • Обучение этикету и правилам поведения в обществе.
  • Выезды за границу для знакомства с местными обычаями и порядками.

5. Подготовка учительских кадров

  • Начало подготовки учителей в специальных учебных заведениях.
  • Открытие отделения для подготовки гувернанток при Смольном институте благородных девиц.
  • Создание Учительской семинарии при разночинной гимназии Московского университета для подготовки учителей начальной школы.

Дополнительные статьи