Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях

Главная страница » История » История России » 9. Россия в XX-XXI веке » Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях

1. Перемены в идеологии

  • До прихода к власти: Большевики (Ленин и сторонники) идеалистично представляли будущее России как государство-коммуну (Советская республика) с самоуправлением, отсутствием бюрократии и всеобщим вооружением народа, стремящееся к “отмиранию государства”.
  • После прихода к власти:
    • Осознание невозможности мгновенного перехода к коммунизму.
    • Новая цель: построение социализма как длительного, постепенного процесса.
    • Новая форма государственного устройства: диктатура пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством, с полной политической властью коммунистической партии.
    • Ключевые элементы нового государственного аппарата:
      • Кадровая армия.
      • Разветвленный управленческий аппарат.
      • Органы государственной безопасности.

Борьба с неграмотностью:

  • Декабрь 1919 г.: Декрет о ликвидации безграмотности.
  • Создание:
    • Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (“Ликбез”).
    • Общества “Долой неграмотность!”.
  • Лозунг: “Грамотный – обучи неграмотного!”
  • Мобилизация грамотных “на культурный фронт”.
  • Результат: Обучение грамоте около 60 млн взрослых в период 1920-1940 гг.

Пропаганда:

  • Новая власть придавала большое значение пропаганде:
    • Своих идейных установок.
    • Политических задач.
    • Осуществляла пропаганду через систему массового образования.

Взгляды В. Ленина на диктатуру пролетариата:

  • Март 1918 г.: В работе “Очередные задачи советской власти” Ленин подчеркивает необходимость диктатуры пролетариата для перехода к социализму, обосновывая это необходимостью беспрекословного подчинения единой воле для достижения успеха.
  • 1920 г.: В работе “Детская болезнь левизны в коммунизме” Ленин определяет диктатуру пролетариата как “упорную борьбу” против старого общества, требующую наличия сильной и авторитетной партии.

2. Политика новой власти в области образования и науки

  • Борьба с неграмотностью как с “врагом революции” (Ленин).
  • Создание Государственной комиссии по просвещению (председатель – А. Луначарский).
  • 26 декабря 1919 г.: Декрет Совнаркома, обязывающий население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте.
    • Предоставление права Народному комиссариату просвещения привлекать грамотное население к обучению неграмотных.
    • Сокращение рабочего дня для обучающихся грамоте с сохранением заработной платы.

Школьное образование:

  • 1918 г.: ВЦИК утверждает “Положение о единой трудовой школе РСФСР”.
    • Основные принципы:
      • Бесплатное обучение.
      • Поощрение педагогического новаторства.
      • Уважение к личности ребенка.
      • Элементы самоуправления.
    • Открытие изб-читален в деревнях.
    • Перегибы в борьбе со старой системой образования: отмена учебников, парт, домашних заданий, отметок, экзаменов (позднее восстановлены).

Высшее образование:

  • Преимущественное право поступления в вузы для рабочих и крестьянской бедноты.
  • Создание рабочих факультетов (рабфаков) при вузах.
  • К 1925 г.: Выпускники рабфаков составляют половину всех абитуриентов.
  • Государственная поддержка студентов-рабфаковцев (стипендии, общежития).
  • Начало формирования советской интеллигенции.

Наука:

  • Привлечение к сотрудничеству ученых царской России, имеющих мировое признание.
  • Приоритет: работы, способствующие укреплению обороны и росту экономики.
  • Обеспечение ученым относительно сносных условий жизни и работы.
  • Плодотворная деятельность многих крупных ученых, в том числе: Н. Жуковского, В. Вернадского, Н. Зелинского, А. Баха, К. Циолковского, И. Павлова, И. Мичурина, К. Тимирязева.
  • 1917 г.: Преобразование Императорской Академии наук в Российскую Академию наук (с 1925 г. – Академия наук СССР).
  • 1918 г.: Основание Социалистической академии общественных наук.
  • 1921 г.: Создание Института красной профессуры.

3. Власть и интеллигенция

  • Реакция деятелей культуры Серебряного века на революцию:
    • Эмиграция значительной части: И. Бунин, А. Куприн, А. Глазунов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, М. Шагал и др.
    • Критическое отношение: М. Горький (“Несвоевременные мысли”, 1921 г. – отъезд за границу, сохранение связи с Россией).
    • Сложные отношения с властью, но оставаясь в стране: А. Ахматова, М. Волошин, М. Пришвин, М. Булгаков.
  • Демократизация искусства:
    • Исключение элитарности.
    • Возможность участия в культурной жизни широких слоев населения.
  • Энтузиазм по поводу революционных перемен:
    • Поэзия: В. Маяковский (“Ода революции”, “Левый марш”), А. Блок (“Двенадцать”).
    • Живопись: К. Петров-Водкин (“1918 год в Петрограде”), Б. Кустодиев (“Большевик”).
    • Театр: “Мистерия-буфф” по пьесе Маяковского (постановка В. Мейерхольда).
  • Новые тенденции в культуре:
    • Пролеткульт (1917 г.):
      • Пропаганда “чистой пролетарской культуры”.
      • Призыв “выбросить на свалку истории” достижения и традиции прошлого.
      • Создание студий и клубов для пролетариев.
    • Развитие футуризма в поэзии.
  • Расцвет искусства плаката: В. Дени, Д. Моор, “Окна сатиры РОСТА” (1919-1921 гг.).
  • Монументальная пропаганда:
    • Апрель 1918 г.: Декрет Ленина “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции”.
    • Демонтаж памятников, имеющих историческую и художественную ценность.
    • Установка памятников революционным деятелям (первый – А. Радищеву в Петрограде, скульптор Л. Шервуд, сентябрь 1918 г.).

4. Отношение к Русской православной церкви

  • Цель большевиков: воспитание “нового человека”, свободного от религиозных предрассудков, построение атеистического коммунистического общества.
  • Причины борьбы с религией:
    • Материалистическая и атеистическая идеология.
    • Стремление к секуляризации общественной жизни.
    • Устранение конкурента в духовной сфере.
  • Декабрь 1917 г.:
    • Декрет о передаче церковных учебных заведений Народному комиссариату просвещения.
    • Декрет о гражданском браке (церковный брак становится частным делом).
  • Январь 1918 г.:
    • Реквизиция помещений Александро-Невской лавры в Петрограде.
    • Убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).
    • Ответ Патриарха Тихона: послание с анафемой гонителям верующих.
  • 23 января 1918 г.: Декрет СНК “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”.
    • Отделение церкви от государства.
    • Свобода вероисповедания.
    • Ведение актов гражданского состояния гражданской властью.
    • Отделение школы от церкви, запрет на преподавание религии в учебных заведениях.
    • Лишение религиозных организаций права владеть собственностью и иметь права юридического лица.
    • Объявление имущества церковных и религиозных обществ народным достоянием.
  • Последствия декрета:
    • Массовое закрытие храмов и монастырей.
    • Конфискация церковного имущества.
    • Аресты, принудительные работы, лишение избирательных прав, высокие налоги для священнослужителей, ограничение доступа их детей к образованию.

Противостояние власти и церкви:

  • 1918 г.: Послание Патриарха Тихона к Совнаркому с упреками в развязывании братоубийственной войны.
  • Позиция Патриарха Тихона:
    • Стремление оставаться над схваткой.
    • Отказ от поддержки Белого движения.
    • Призыв к духовенству не участвовать в политике, подчиняться советской власти, “не противоречащей вере”.
  • Политика большевиков:
    • Продолжение наступления на церковь.
    • “Разоблачение народных предрассудков” и “церковного обмана”.
  • 1918 г.: Начало кампании по вскрытию мощей святых (Сергий Радонежский, Александр Невский).
  • 29 июля 1920 г.: Решение СНК РСФСР “О ликвидации мощей во всероссийском масштабе”.
  • Апрель 1920 г.: Закрытие Троице-Сергиевой лавры.
  • 1922 г.: Начало изъятия церковных ценностей.

5. Повседневная жизнь

  • Главная цель: выживание в условиях Гражданской войны.
  • Ключевые понятия: “голод” и “еда”.
  • Продовольственный кризис:
    • Постоянное недоедание.
    • Появление “мешочников” – горожан, отправлявшихся в деревню за продуктами, меняя их на вещи.
  • Карточная система распределения продуктов (с 1918 г.):
    • Деление населения на “трудовое” и “нетрудовое” (“бывшие эксплуататоры”, лица свободных профессий).
    • Неравномерное распределение продуктов.
  • Тяжелые бытовые условия:
    • Отсутствие отопления в домах.
    • Использование “буржуек” для обогрева.
    • Дефицит дров.

6. Общественные настроения

Крестьянство:

  • Первоначальная реакция:
    • Удовлетворенность результатами революции (земля).
    • Стремление держаться в стороне от политической борьбы.
  • Причины недовольства:
    • Чрезвычайные меры по сбору продовольствия (продразверстка).
    • Массовая мобилизация в Красную армию.
    • Произвол продотрядов.
    • Антирелигиозная политика.
  • Рост антибольшевистских настроений, поддержка Белого движения.
  • Разочарование в белых:
    • Из-за их земельной политики.
    • Реквизиций, грабежей, насилия.
    • Мобилизации в белые армии.
  • 1919 г.: Перелом в сознании крестьянства в пользу советской власти.

Рабочие:

  • Главная опора большевиков: рабочие крупных промышленных центров (Петроград, Москва).
  • Причины разочарования части рабочих:
    • Снижение уровня жизни.
    • Резкое сокращение производства.
    • Массовая безработица.
  • Август-ноябрь 1918 г.: Восстание рабочих Воткинска и Ижевска (“За Советы без большевиков”).
  • Политика белых по отношению к рабочим:
    • Подозрительность, репрессии.
    • Отсутствие диалога по рабочим вопросам.
    • Отмена 8-часового рабочего дня.
    • Восстановление прав владельцев предприятий.
  • Результат: рост пробольшевистских настроений среди рабочих.

Интеллигенция:

  • Часть: бежала на юг, присоединившись к Белому движению.
  • Большинство: настроены антисоветски, участвовали в забастовках.
  • Конец 1917 – начало 1918 г.: кампания саботажа чиновников, парализовавшая работу госаппарата.
  • Причины перехода многих на службу советской власти:
    • Вера в правильность действий большевиков.
    • Стремление выжить в условиях бытовой незащищенности.
  • С 1918 г.: усиление тенденции на сотрудничество с новой властью.
  • Причины:
    • Успехи большевиков в борьбе с анархией, насаждении дисциплины, восстановлении централизованного управления, создании армии.
    • Восприятие большевизма как силы, очищающей Россию от прошлого.

7. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны

  • Подавление социалистической революции в других европейских странах.
  • Необходимость укрепления собственной безопасности Советской России.
  • Использование международного коммунистического движения как фактора защиты от внешней угрозы.
  • Эмиграция: создание больших русских общин в Европе и Америке.
  • Экономическая разруха в Советской России.
  • Территориальные потери: Финляндия, Польша, Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, часть Армении.
  • Внешнеполитическая изоляция Советской России.
  • Надежда западных стран на скорый крах советского государства.
  • Парадокс:
    • Большевики-интернационалисты сохранили государственность и целостность России.
    • Белые, декларируя защиту национальных интересов, подчинились диктату западных держав.

Итоги

  • Трансформация идеологических ориентиров большевиков: от идеи коммуны к диктатуре пролетариата.
  • Использование образования, науки и культуры в политических целях.
  • Гонения на религию и церковь.
  • Тяжелые условия повседневной жизни, борьба за выживание.
  • Прагматичная политика большевиков, позволившая привлечь на свою сторону большую часть населения.
  • Сохранение государственности России.
  • Закрепление традиции решения проблем силовыми методами.
  • Внешнеполитическая изоляция Советской России.
  • Огромные потери для российского общества.

Дополнительные статьи