1. Перемены в идеологии
- До прихода к власти: Большевики (Ленин и сторонники) идеалистично представляли будущее России как государство-коммуну (Советская республика) с самоуправлением, отсутствием бюрократии и всеобщим вооружением народа, стремящееся к “отмиранию государства”.
- После прихода к власти:
- Осознание невозможности мгновенного перехода к коммунизму.
- Новая цель: построение социализма как длительного, постепенного процесса.
- Новая форма государственного устройства: диктатура пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством, с полной политической властью коммунистической партии.
- Ключевые элементы нового государственного аппарата:
- Кадровая армия.
- Разветвленный управленческий аппарат.
- Органы государственной безопасности.
Борьба с неграмотностью:
- Декабрь 1919 г.: Декрет о ликвидации безграмотности.
- Создание:
- Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (“Ликбез”).
- Общества “Долой неграмотность!”.
- Лозунг: “Грамотный – обучи неграмотного!”
- Мобилизация грамотных “на культурный фронт”.
- Результат: Обучение грамоте около 60 млн взрослых в период 1920-1940 гг.
Пропаганда:
- Новая власть придавала большое значение пропаганде:
- Своих идейных установок.
- Политических задач.
- Осуществляла пропаганду через систему массового образования.
Взгляды В. Ленина на диктатуру пролетариата:
- Март 1918 г.: В работе “Очередные задачи советской власти” Ленин подчеркивает необходимость диктатуры пролетариата для перехода к социализму, обосновывая это необходимостью беспрекословного подчинения единой воле для достижения успеха.
- 1920 г.: В работе “Детская болезнь левизны в коммунизме” Ленин определяет диктатуру пролетариата как “упорную борьбу” против старого общества, требующую наличия сильной и авторитетной партии.
2. Политика новой власти в области образования и науки
- Борьба с неграмотностью как с “врагом революции” (Ленин).
- Создание Государственной комиссии по просвещению (председатель – А. Луначарский).
- 26 декабря 1919 г.: Декрет Совнаркома, обязывающий население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте.
- Предоставление права Народному комиссариату просвещения привлекать грамотное население к обучению неграмотных.
- Сокращение рабочего дня для обучающихся грамоте с сохранением заработной платы.
Школьное образование:
- 1918 г.: ВЦИК утверждает “Положение о единой трудовой школе РСФСР”.
- Основные принципы:
- Бесплатное обучение.
- Поощрение педагогического новаторства.
- Уважение к личности ребенка.
- Элементы самоуправления.
- Открытие изб-читален в деревнях.
- Перегибы в борьбе со старой системой образования: отмена учебников, парт, домашних заданий, отметок, экзаменов (позднее восстановлены).
- Основные принципы:
Высшее образование:
- Преимущественное право поступления в вузы для рабочих и крестьянской бедноты.
- Создание рабочих факультетов (рабфаков) при вузах.
- К 1925 г.: Выпускники рабфаков составляют половину всех абитуриентов.
- Государственная поддержка студентов-рабфаковцев (стипендии, общежития).
- Начало формирования советской интеллигенции.
Наука:
- Привлечение к сотрудничеству ученых царской России, имеющих мировое признание.
- Приоритет: работы, способствующие укреплению обороны и росту экономики.
- Обеспечение ученым относительно сносных условий жизни и работы.
- Плодотворная деятельность многих крупных ученых, в том числе: Н. Жуковского, В. Вернадского, Н. Зелинского, А. Баха, К. Циолковского, И. Павлова, И. Мичурина, К. Тимирязева.
- 1917 г.: Преобразование Императорской Академии наук в Российскую Академию наук (с 1925 г. – Академия наук СССР).
- 1918 г.: Основание Социалистической академии общественных наук.
- 1921 г.: Создание Института красной профессуры.
3. Власть и интеллигенция
- Реакция деятелей культуры Серебряного века на революцию:
- Эмиграция значительной части: И. Бунин, А. Куприн, А. Глазунов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, М. Шагал и др.
- Критическое отношение: М. Горький (“Несвоевременные мысли”, 1921 г. – отъезд за границу, сохранение связи с Россией).
- Сложные отношения с властью, но оставаясь в стране: А. Ахматова, М. Волошин, М. Пришвин, М. Булгаков.
- Демократизация искусства:
- Исключение элитарности.
- Возможность участия в культурной жизни широких слоев населения.
- Энтузиазм по поводу революционных перемен:
- Поэзия: В. Маяковский (“Ода революции”, “Левый марш”), А. Блок (“Двенадцать”).
- Живопись: К. Петров-Водкин (“1918 год в Петрограде”), Б. Кустодиев (“Большевик”).
- Театр: “Мистерия-буфф” по пьесе Маяковского (постановка В. Мейерхольда).
- Новые тенденции в культуре:
- Пролеткульт (1917 г.):
- Пропаганда “чистой пролетарской культуры”.
- Призыв “выбросить на свалку истории” достижения и традиции прошлого.
- Создание студий и клубов для пролетариев.
- Развитие футуризма в поэзии.
- Пролеткульт (1917 г.):
- Расцвет искусства плаката: В. Дени, Д. Моор, “Окна сатиры РОСТА” (1919-1921 гг.).
- Монументальная пропаганда:
- Апрель 1918 г.: Декрет Ленина “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции”.
- Демонтаж памятников, имеющих историческую и художественную ценность.
- Установка памятников революционным деятелям (первый – А. Радищеву в Петрограде, скульптор Л. Шервуд, сентябрь 1918 г.).
4. Отношение к Русской православной церкви
- Цель большевиков: воспитание “нового человека”, свободного от религиозных предрассудков, построение атеистического коммунистического общества.
- Причины борьбы с религией:
- Материалистическая и атеистическая идеология.
- Стремление к секуляризации общественной жизни.
- Устранение конкурента в духовной сфере.
- Декабрь 1917 г.:
- Декрет о передаче церковных учебных заведений Народному комиссариату просвещения.
- Декрет о гражданском браке (церковный брак становится частным делом).
- Январь 1918 г.:
- Реквизиция помещений Александро-Невской лавры в Петрограде.
- Убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).
- Ответ Патриарха Тихона: послание с анафемой гонителям верующих.
- 23 января 1918 г.: Декрет СНК “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”.
- Отделение церкви от государства.
- Свобода вероисповедания.
- Ведение актов гражданского состояния гражданской властью.
- Отделение школы от церкви, запрет на преподавание религии в учебных заведениях.
- Лишение религиозных организаций права владеть собственностью и иметь права юридического лица.
- Объявление имущества церковных и религиозных обществ народным достоянием.
- Последствия декрета:
- Массовое закрытие храмов и монастырей.
- Конфискация церковного имущества.
- Аресты, принудительные работы, лишение избирательных прав, высокие налоги для священнослужителей, ограничение доступа их детей к образованию.
Противостояние власти и церкви:
- 1918 г.: Послание Патриарха Тихона к Совнаркому с упреками в развязывании братоубийственной войны.
- Позиция Патриарха Тихона:
- Стремление оставаться над схваткой.
- Отказ от поддержки Белого движения.
- Призыв к духовенству не участвовать в политике, подчиняться советской власти, “не противоречащей вере”.
- Политика большевиков:
- Продолжение наступления на церковь.
- “Разоблачение народных предрассудков” и “церковного обмана”.
- 1918 г.: Начало кампании по вскрытию мощей святых (Сергий Радонежский, Александр Невский).
- 29 июля 1920 г.: Решение СНК РСФСР “О ликвидации мощей во всероссийском масштабе”.
- Апрель 1920 г.: Закрытие Троице-Сергиевой лавры.
- 1922 г.: Начало изъятия церковных ценностей.
5. Повседневная жизнь
- Главная цель: выживание в условиях Гражданской войны.
- Ключевые понятия: “голод” и “еда”.
- Продовольственный кризис:
- Постоянное недоедание.
- Появление “мешочников” – горожан, отправлявшихся в деревню за продуктами, меняя их на вещи.
- Карточная система распределения продуктов (с 1918 г.):
- Деление населения на “трудовое” и “нетрудовое” (“бывшие эксплуататоры”, лица свободных профессий).
- Неравномерное распределение продуктов.
- Тяжелые бытовые условия:
- Отсутствие отопления в домах.
- Использование “буржуек” для обогрева.
- Дефицит дров.
6. Общественные настроения
Крестьянство:
- Первоначальная реакция:
- Удовлетворенность результатами революции (земля).
- Стремление держаться в стороне от политической борьбы.
- Причины недовольства:
- Чрезвычайные меры по сбору продовольствия (продразверстка).
- Массовая мобилизация в Красную армию.
- Произвол продотрядов.
- Антирелигиозная политика.
- Рост антибольшевистских настроений, поддержка Белого движения.
- Разочарование в белых:
- Из-за их земельной политики.
- Реквизиций, грабежей, насилия.
- Мобилизации в белые армии.
- 1919 г.: Перелом в сознании крестьянства в пользу советской власти.
Рабочие:
- Главная опора большевиков: рабочие крупных промышленных центров (Петроград, Москва).
- Причины разочарования части рабочих:
- Снижение уровня жизни.
- Резкое сокращение производства.
- Массовая безработица.
- Август-ноябрь 1918 г.: Восстание рабочих Воткинска и Ижевска (“За Советы без большевиков”).
- Политика белых по отношению к рабочим:
- Подозрительность, репрессии.
- Отсутствие диалога по рабочим вопросам.
- Отмена 8-часового рабочего дня.
- Восстановление прав владельцев предприятий.
- Результат: рост пробольшевистских настроений среди рабочих.
Интеллигенция:
- Часть: бежала на юг, присоединившись к Белому движению.
- Большинство: настроены антисоветски, участвовали в забастовках.
- Конец 1917 – начало 1918 г.: кампания саботажа чиновников, парализовавшая работу госаппарата.
- Причины перехода многих на службу советской власти:
- Вера в правильность действий большевиков.
- Стремление выжить в условиях бытовой незащищенности.
- С 1918 г.: усиление тенденции на сотрудничество с новой властью.
- Причины:
- Успехи большевиков в борьбе с анархией, насаждении дисциплины, восстановлении централизованного управления, создании армии.
- Восприятие большевизма как силы, очищающей Россию от прошлого.
7. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны
- Подавление социалистической революции в других европейских странах.
- Необходимость укрепления собственной безопасности Советской России.
- Использование международного коммунистического движения как фактора защиты от внешней угрозы.
- Эмиграция: создание больших русских общин в Европе и Америке.
- Экономическая разруха в Советской России.
- Территориальные потери: Финляндия, Польша, Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, часть Армении.
- Внешнеполитическая изоляция Советской России.
- Надежда западных стран на скорый крах советского государства.
- Парадокс:
- Большевики-интернационалисты сохранили государственность и целостность России.
- Белые, декларируя защиту национальных интересов, подчинились диктату западных держав.
Итоги
- Трансформация идеологических ориентиров большевиков: от идеи коммуны к диктатуре пролетариата.
- Использование образования, науки и культуры в политических целях.
- Гонения на религию и церковь.
- Тяжелые условия повседневной жизни, борьба за выживание.
- Прагматичная политика большевиков, позволившая привлечь на свою сторону большую часть населения.
- Сохранение государственности России.
- Закрепление традиции решения проблем силовыми методами.
- Внешнеполитическая изоляция Советской России.
- Огромные потери для российского общества.
Дополнительные статьи
- Россия и мир на рубеже XIX—XX вв. – динамика и противоречия развития
- Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.
- Николай II – начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.
- Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.
- Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.
- Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
- Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
- Серебряный век российской культуры
- Россия и мир накануне Первой мировой войны
- Российская армия на фронтах Первой мировой войны
- Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений
- Великая российская революция. Февраль 1917 г.
- Великая российская революция. Октябрь 1917 г.
- Первые революционные преобразования большевиков
- Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм».
- Гражданская война. Истоки и основные участники
- На фронтах Гражданской войны
- Революция и Гражданская война на национальных окраинах
- Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях
- Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу
- Экономическое и социальное развитие в годы НЭПа
- Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
- Политическое развитие России в 1920-е гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
- Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
- «Великий перелом». Индустриализация
- Коллективизация сельского хозяйства
- Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг.
- Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Развитие науки, образования, здравоохранения
- Советское искусство 1930-х гг.
- Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры
- СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.
- СССР накануне Великой Отечественной войны
- Начало Великой Отечественной войны
- Битва за Москву и блокада Ленинграда
- Фронт за линией фронта
- Единство фронта и тыла
- Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны
- Курская битва. Завершение коренного перелома
- «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР
- Наука и культура в годы войны
- Освобождение народов Европы. Победа СССР в Великой Отечественной войне
- Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки
- Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
- Политическая система в послевоенные годы
- Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы
- Место и роль СССР в послевоенном мире. Внешняя политика СССР в 1945—1953 гг.
- Новое руководство страны. Смена политического курса
- Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг.
- Развитие науки и техники в СССР в 1953—1964 гг.
- Культурное пространство в 1953—1964 гг.
- Перемены в повседневной жизни в 1953—1964 гг.
- Внешняя политика в 1953—1964 гг.
- Политическое развитие СССР в 1964—1985 гг.
- Социально-экономическое развитие СССР в 1964—1985 гг.
- Развитие науки, образования, здравоохранения в 1964—1985 гг.