Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Главная страница » История » История России » 9. Россия в XX-XXI веке » Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события

РОССИЯ

  • август 1922 г. — высылка из РСФСР «неблагонадёжной» интеллигенции
  • апрель 1925 г. — создание «Союза безбожников»
  • 1926 г. — премьера фильма «Броненосец Потёмкин» С. Эйзенштейна
  • 1928—1932 гг. — публикация романа М. Шолохова «Тихий Дон»

МИР

  • 1920 г. — запрет на продажу и производство алкоголя в США
  • 1924 г. — закон США об ограничении иммиграции
  • 1927 г. — выход первого звукового фильма «Певец джаза»
  • 1929 г. — кругосветный перелёт дирижабля «Граф Цеппелин»

Конспект

1920-е годы стали периодом радикальных перемен в советском обществе. Революция и последовавшая за ней Гражданская война существенно повлияли на все сферы жизни, включая культуру. Культурная политика советской власти была направлена на создание новой, социалистической культуры, отражающей интересы рабочего класса и крестьянства. Этот период характеризуется как бурным развитием и экспериментами в искусстве, так и жестким идеологическим контролем.

Идеологическая основа и механизмы контроля

  • Марксизм-ленинизм как доминирующая идеология: Искусство должно было служить целям построения социалистического общества, отражать классовую борьбу и пропагандировать коммунистические идеи.
  • Пролетарский интернационализм: Искусство должно было быть понятным и доступным широким массам, особенно рабочему классу.
  • Борьба с буржуазной идеологией: Искусство, литература, наука должны были очиститься от “буржуазных пережитков”.
  • Механизмы контроля:
    • Цензура: Главлит и Главрепертком строго контролировали все виды творческой деятельности, определяя, что можно публиковать и исполнять.
    • Репрессии: Высылка интеллигенции, аресты и расстрелы деятелей культуры, не согласных с политикой партии.
    • Идеологическая обработка: Активная пропаганда коммунистических идей через все каналы массовой информации и культурные институты.
    • Партийные организации: Коммунистическая партия играла ведущую роль в определении культурной политики.
    • Творческие союзы: Объединения художников, писателей, музыкантов, которые поддерживали советскую власть и следовали партийной линии.

Развитие различных сфер культуры

  • Литература:
    • Пролетарская литература: РАПП, “Кузница”, “Перевал” – объединения, пропагандировавшие пролетарскую культуру.
    • Авангард: Эксперименты с формой и содержанием (В. Маяковский, С. Есенин).
    • “Серапионовы братья”: Стремление к художественной автономии (М. Зощенко, В. Каверин).
    • Соцреализм: Зарождение нового стиля, призванного служить целям идеологической пропаганды.
  • Искусство:
    • Конструктивизм: Стремление к функциональности, использование промышленных материалов (В. Татлин, Э. Лисицкий).
    • Живопись: Изобразительное искусство служило пропаганде новых идеалов (А. Дейнека, М. Греков).
    • Архитектура: Конструктивизм в архитектуре, создание новых городских пространств.
    • Кино: Эйзенштейн, Довженко – создатели новаторских фильмов, отражающих революционную эпоху.
  • Наука:
    • Прикладные исследования: Акцент на научных разработках, способствующих развитию промышленности и сельского хозяйства.
    • Физика: Развитие ядерной физики, создание новых материалов.
    • Биология: Исследования в области генетики, селекции.
    • Гуманитарные науки: Идеологизация истории, философии, социологии.
  • Образование:
    • Ликвидация неграмотности: Массовое обучение грамоте.
    • Реформа образования: Введение новых методов обучения, создание сети школ и вузов.
    • Политизация образования: Идеологическая направленность учебных программ.

Повседневная жизнь и общественные настроения

  • Новые традиции и ритуалы: Праздники (1 мая, 7 ноября), субботники, культ личности вождя.
  • Роль женщин: Равноправие, новые социальные роли, активное участие в общественной жизни.
  • Молодёжные субкультуры: Комсомол, пионерия, спортивные клубы.
  • Идеология коллективизма: Поощрение коллективных форм деятельности, критика индивидуализма.

Итоги

1920-е годы стали периодом противоречивого развития культуры в СССР. С одной стороны, наблюдался бурный рост образования, развитие науки и искусства, появление новых форм и жанров. С другой стороны, жесткий идеологический контроль, цензура и репрессии ограничивали творческую свободу и приводили к конфликтам в культурной среде.

Влияние на последующее развитие культуры

Культурные процессы 1920-х годов оказали существенное влияние на последующее развитие советской культуры. Многие идеи и направления, зародившиеся в этот период, продолжали развиваться в последующие десятилетия, хотя и в измененной форме.

Исторический источник

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

  • Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из декрета СНК от 6 декабря 1921 г.

«В целях наилучшего использования научных сил страны для восстановления народного хозяйства, а также обеспечения научным работникам возможности спокойной и планомерной работы Совет Народных Комиссаров, заслушав 6 декабря представленный Центральной Комиссией по улучшению быта учёных проект мероприятий, постановил:

  1. В дополнение к существующим видам вознаграждения научных работников установить особое дополнительное академическое обеспечение. <…>
  2. Определение размера академического обеспечения, а также установление оснований распределения по категориям научных работников в зависимости от их квалификации предоставить Центральной Комиссии по улучшению быта учёных.
  3. Установить премирование научных, научно-учебных и научно-популярных работ на основании особого положения, выработанного Центральной Комиссией по улучшению быта учёных. <…>
  4. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта учёных немедленно принять меры к установлению по соглашению с соответствующими ведомствами упрощённого порядка получения разрешений для учёных на выезд за границу.
  5. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта учёных по согласованию с соответствующими ведомствами установить порядок получения научными работниками изданий из-за границы».

2. Что делалось властями для улучшения положения учёных?

1. Как вы считаете, что заставило правительство издать данный декрет?

Дополнительные статьи