Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Развитие науки, образования, здравоохранения

Главная страница » История » История России » 9. Россия в XX-XXI веке » Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Развитие науки, образования, здравоохранения

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события

РОССИЯ

  • 1931 г. — первые передачи телевизионных изображений
  • 1933 г. — стратостат с человеком на борту поднялся на высоту 19 км, запущена первая ракета на жидком топливе
  • 1937 г. — введение обязательного семилетнего образования

МИР

  • 1930 г. — изобретение в США клейкой ленты — скотча, изобретение реактивного двигателя в Германии
  • 1929 г. — открытие британским учёным А. Флемингом пенициллина

Конспект

1. Формирование «нового человека».

  • Цель: Построение справедливого социалистического общества, населенного “новыми людьми” – сильными, высоконравственными, образованными.
  • Характеристики “нового человека”:
    • Беззаветная верность Родине.
    • Ненависть к врагам.
    • Высокая трудовая дисциплина.
    • Безупречные личные нравственные качества.
    • Интернационализм.
  • Культура “нового человека”:
    • Культ героев:
      • Государственные и партийные лидеры:
        • Ленин – образ основателя первого социалистического государства. (кинофильмы М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»)
        • Сталин – образ дополняющий образ Ленина, его идеологический наследник.
      • Военные:
        • Красный комдив Чапаев – герой Гражданской войны. (фильм «Чапаев»)
      • Ученые:
        • И. Папанин – руководитель первой дрейфующей полярной станции (1937-1938).
      • Люди труда:
        • А. Стаханов – шахтер, перевыполнивший план в 14 раз (1935).
        • А. Бусыгин – кузнец Горьковского автозавода.
        • Виноградовы – ткачихи-многостаночницы из Иванова.
        • Пётр Кривонос – машинист из Донбасса.
        • Макар Мазай – сталевар мариупольского завода имени Ильича (1936), установивший мировой рекорд съёма стали.
        • П. Ангелина – трактористка, организовавшая женскую тракторную бригаду (1933).
  • Образ коммуниста:
    • Главный пример для подражания.
    • Человек, отдающий все свои силы делу революции и строительства нового общества.
  • Образ героя-труженика:
    • Прославлялся в литературе, кино, песнях.
    • Доказывал истинность идеи “героем может стать любой”, воплощая в себе идеалы “нового человека”.

Пример из текста:

“Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой” – слова из популярной песни из кинофильма Г. Александрова «Весёлые ребята» (1934).

2. Власть и Церковь.

  • Антирелигиозная политика:
    • Церковь была вынуждена существовать в условиях жесткой антирелигиозной политики.
  • Послание митрополита Сергия (Страгородского) к верующим (1927):
    • “Церковь — не с врагами нашего Советского государства… а с нашим народом и с нашим правительством”.
  • Продолжение антирелигиозной политики:
    • Закрытие и разрушение храмов и духовных учебных заведений.
    • Принятие партии решения о дальнейшем усилении антирелигиозной работы (1929).
    • Объявление религиозных объединений “единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы”.
    • Запрет владения собственностью, благотворительности, религиозного образования и сбора пожертвований.
    • Развертывание “состязания за полное обезбоживание фабрики, села, очищение их от всех остатков религиозного быта”.
    • Введение ритуалов безрелигиозных свадеб и похорон.
    • Изъятие колоколов для переплавки.
  • Пример из текста:
    “22 ноября. В лавре снимают колокола, тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт на переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому, и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол…” – из дневника писателя М. Пришвина (1929).
  • Результат:
    • Сокращение численности храмов на треть с 1930 по 1934 г.
    • Разрушение:
      • Троицкий собор в Ленинграде.
      • Храм Христа Спасителя в Москве.
      • Часовня Иверской иконы Божией Матери у Красной площади.
    • Преследования духовенства.
    • Закрытие и уничтожение костелов, кирх, мечетей, синагог, дацанов.
    • Окончательный запрет РПЦ в 1937 г.
    • В 1938 г. в СССР не осталось ни одного действующего монастыря.
    • Прекращение созыва Поместных и Архиерейских соборов.
  • Несмотря на репрессии:
    • Религиозная жизнь приобрела полулегальный характер.
    • Согласно переписи 1937 г., православными считали себя 41,6 млн человек.

3. Как политическое развитие страны в 1930-е гг. влияло на развитие культуры?

  • Политическое развитие:
    • Строительство социалистического общества.
    • Реализации идеологии “нового человека”.
    • Антирелигиозная политика.
  • Влияние на культуру:
    • Идеологический диктат:
      • Культура должна была служить пропаганде идей социализма.
      • Пропаганда героизма, трудовой дисциплины, верности партии и Родине.
      • Осуждение религии и “буржуазных” ценностей.
    • Цензура:
      • Все произведения искусства должны были соответствовать идеологическим требованиям партии.
      • Запрет на создание произведений, критикующих советскую власть.
    • Контроль над образованием:
      • Воспитание “нового человека” в духе коммунистической идеологии.
    • Стиль в искусстве:
      • Возникновение социалистического реализма – официально признанный стиль, отражающий “реальность социалистического строительства”.
      • Продвижение “положительных героев”, создающих “светлое будущее” социализма.
      • В кино – документальные фильмы о достижениях социализма, исторические фильмы о революции и Гражданской войне.

Вывод: В 1930-е гг. культура в СССР находилась под тотальным контролем государства. Идеология определяла содержание всех произведений искусства, а цензура следила за их соответствием официальным требованиям.

4. Культурная революция

1. Цели “Культурной революции”

  • Повышение образовательного уровня населения:
    • Ленин видел в “Культурной революции” средство повышения образовательного уровня населения СССР.
    • Целью было приобщение населения к достижениям отечественной и мировой культуры.
  • Утверждение коммунистического учения в духовной жизни общества:
    • “Культурная революция” должна была утвердить коммунистическое учение как основополагающую идеологию общества.

2. Развитие школьного образования

  • 1930-е годы:
    • Возвращение традиционных методов обучения:
      • В школьную практику вернулись уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина.
      • Это произошло после отказа от них в первые годы после революции.
    • Переработка школьных программ:
      • Проводилась переработка школьных программ.
      • Разрабатывались новые учебники.
    • Восстановление преподавания географии и истории:
      • В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории.
  • Идеи А. Макаренко:
    • “Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему”: Главный девиз А. Макаренко.
    • Организованность, культурный уровень, стиль работы, перспектива, внимание к человеку: А. Макаренко утверждал: “Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям”.

3. Ликвидация безграмотности

  • 1930-е годы:
    • Обучено более 87 миллионов человек: Свыше 87 миллионов человек стали грамотными.
    • Строительство школ: Строились тысячи новых школ. По количеству школ СССР сравнялся с царской Россией за 200 лет.
    • Доступность образования: СССР обогнал все страны мира по массовости и доступности образования (накануне Второй мировой войны).
  • Результаты переписи населения 1939 года:
    • Грамотность в СССР: 87,4%.
    • Средняя Азия: До революции уровень грамотности в Средней Азии не превышал 1-2%. В 1939 году грамотность среди киргизов, туркменов, узбеков и казахов достигла 70%.

4. Развитие среднего специального и высшего образования

  • Масштабная подготовка специалистов:
    • Развернулась масштабная подготовка специалистов из рабочих и крестьянских семей.
    • Вузы и техникумы были созданы во всех регионах страны.
  • Лидерство СССР по количеству учащихся и студентов:
    • К концу 1930-х годов СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

5. Культурное развитие общества

  • Рост спроса на литературу:
    • Рост грамотности привел к росту спроса на литературу.
    • Книги выходили на 110 языках народов СССР.
    • Многократно выросли тиражи книг.
    • Росла сеть библиотек.
    • Взрывной рост интереса к чтению наблюдался в городах и селах.
  • Новые центры воспитания и образования:
    • Дворцы культуры, клубы и красные уголки стали центрами воспитания и образования.
    • Радио играло большую роль в распространении культуры.

6. Итоги культурной революции

  • Успехи в просвещении:
    • Успехи в просвещении населения в 1930-е годы носили стремительный, грандиозный и беспрецедентный в истории характер.
  • Вклад в индустриализацию и победу в Великой Отечественной войне:
    • Передовой характер системы советского образования во многом способствовал успеху индустриализации и победе в Великой Отечественной войне.

5. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

1. Перемены в гуманитарных науках и образовании в 1930-е гг.

1.1. Переосмысление роли истории

  • До 1930-х гг.: Доминировал марксистский подход в изучении истории, пропагандируемый М.Н. Покровским. Критики его взглядов подвергались преследованиям.
  • 1930 г.: Арест видных историков С. Платонова, Е. Тарле и других.
  • Середина 1930-х гг.: Смена акцентов в связи с угрозой войны с Германией.
    • Потребность в героях, олицетворяющих национальную гордость и объединяющих народ для сопротивления внешней агрессии.
    • Расширение освещения дореволюционной истории России в научных и популярных изданиях.
    • Возвращение к изучению истории России с древнейших времён в школах и вузах.
    • Восстановление и создание исторических факультетов в университетах.
  • 1930 г.: Создание Института архивоведения (позднее — Московский государственный историко-архивный институт), способствовавшего развитию школы подготовки специалистов по истории России.
  • 1938 г.: Выпуск “Истории ВКП(б). Краткий курс”, отредактированной и частично написанной самим Сталиным.
    • “Краткий курс” стал “руководством” для учёных и специалистов в сфере общественных наук.
  • Пример: “Из истории ВКП(б). Краткий курс” (1938 г.) – это попытка Сталина представить историю партии в нужном ему свете, используя ее для укрепления своей власти и обоснования своей идеологии.

1.2. Использование истории для политической пропаганды

  • Акцент на великих русских полководцах и государственных деятелях прошлого: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр I, Иван Грозный, Александр Суворов, Михаил Кутузов.
  • Их личности стали примерами борьбы с иностранными агрессорами и служения государству.
  • Цель: Укрепить преемственность Советского государства от дореволюционной России.

1.3. Закрытие Коммунистической академии

  • 1930-е гг. : Закрытие Коммунистической академии, как главного научного центра по изучению марксизма,
  • 1930-е гг.: Создание Института истории при Академии наук СССР.

2. Достижения в естественных науках

2.1. Академия наук СССР как главный центр научных исследований

  • Развитие Академии наук СССР как главного центра исследовательских работ.
  • Создание новых научных центров:
    • Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ)
    • Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ)
    • Физический институт Академии наук СССР (ФИАН)
  • Конец 1930-х гг. : В СССР работало почти 1,5 тыс. научно-исследовательских центров.

2.2. Мировое признание советской физической школы

  • 1930-е гг. : Выдающиеся достижения советских физиков, связанные с именами:
    • С.И. Вавилов: проблемы оптики.
    • А.Ф. Иоффе: изучение физики кристаллов и полупроводников.
    • П.Л. Капица: исследования в области микрофизики.
    • Л.И. Мандельштам: труды в области радиофизики и оптики.
  • Начало интенсивных исследований атомного ядра:
    • Д.Д. Иваненко
    • Д.В. Скобельцын
    • И.В. Курчатов
    • Б.В. Курчатов

2.3. Развитие реактивного движения

  • 1930-е гг. : Испытания первых советских ракет.

2.4. Достижения в области машиностроения и строительства

  • Разработка новых видов самолетов, станков, турбин, паровозов, тракторов, комбайнов.
  • Проектирование и строительство гигантов индустрии:
    • Магнитогорский комбинат
    • Кузнецкий комбинат
    • Металлургические комбинаты “Запорожсталь” и “Азовсталь”
  • 1930-е гг. : Проектирование и строительство московского метро.

2.5. Достижения в химии, биологии и других науках

  • 1930-е гг. : Вклад учёных-химиков в прикладную науку:
    • Н.Д. Зелинский
    • Н.С. Курнаков
    • А.Е. Фаворский
    • А.Н. Бах
    • С.В. Лебедев
  • Открытие способа производства синтетического каучука.
  • Начало производства искусственных волокон, пластмасс, ценных органических продуктов.
  • 1930-е гг. : Мировые достижения советских биологов:
    • Н.И. Вавилов
    • Д.Н. Прянишников
    • В.Р. Вильямс
    • В.А. Пустовойт
  • 1930-е гг. : Успехи в математике, астрономии, механике, физиологии.

2.6. Творческая атмосфера в научном сообществе

  • 1930-е гг. : Творческая атмосфера в научном сообществе.
  • 1930-е гг. : Запрет на исследования в некоторых направлениях:
    • Свертывание исследований в генетике.
    • Арест генетиков, в том числе Н.И. Вавилова.

2.7. Открытия в геологии

  • 1930-е гг. : Открытие богатых месторождений:
    • Нефти (между Уралом и Волгой).
    • Угля (в Подмосковном и Кузнецком бассейнах).
    • Железной руды (на Урале и под Курском).
  • Интенсивное исследование Севера.
  • Сокращение импорта сырья.
  • И.М. Губкин – основатель советской нефтяной геологии.

2.8. Разработка новых образцов вооружения и военной техники

  • Разработка новых образцов оружия и военной техники.
  • Работа авиаконструкторов:
    • Н.Н. Поликарпов
    • А.Н. Туполев
    • А.С. Яковлев
  • 1930-е гг. : Создание новых видов оружия:
    • Ф.В. Токарев
    • В.Г. Грабин
    3.Значение достижений отечественной науки в 1930-е гг.
  • 1930-е гг. : Вклад в развитие мировой науки и техники.
  • 1930-е гг. : Роль в Победе СССР в Великой Отечественной войне.

6. Развитие советской системы здравоохранения в 1930-е гг.

1. Формирование общенациональной системы здравоохранения:

  • 1930-е гг.: В СССР формируется общенациональная система здравоохранения, которая признаётся передовой по мировым меркам.
  • Нарком здравоохранения Н.А. Семашко: является ключевой фигурой в её становлении, предложив создание доступной для всех сети медицинских учреждений:
    • Сельские фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы): обеспечивали первичную медицинскую помощь в сельской местности.
    • Участковые поликлиники в городах: осуществляли амбулаторное лечение и профилактические осмотры.
    • Районные и областные больницы: предоставляли специализированную медицинскую помощь.
    • Специализированные институты: вели научные исследования и разрабатывали новые методы лечения.
    • Здравпункты на промышленных предприятиях: предоставляли первую медицинскую помощь работникам.
    • Ведомственные медучреждения: обеспечивали медицинское обслуживание работников определенных отраслей.

2. Расширение сети медицинских учреждений:

  • 1928 г.: в СССР насчитывается 5,7 тыс. больниц.
  • 1940 г.: количество больниц увеличивается до 13,6 тыс.
  • Строительство современных поликлиник и больниц: происходит по всей стране, что свидетельствует о значительных инвестициях в здравоохранение.

3. Бесплатная медицинская помощь:

  • 1930-е гг.: в СССР вводится бесплатная медицинская помощь для всего населения, что делает её доступной для всех слоёв общества.

4. Особое внимание здоровью детей:

  • Снижение младенческой смертности: становится одним из приоритетов советского здравоохранения.
  • Сеть родильных домов и детских поликлиник: открывается по всей стране, обеспечивая качественное медицинское обслуживание детей.
  • Государственные пособия при рождении: выплачиваются семьям с новорожденными, что поддерживает материнство и детство.

5. Профилактика заболеваний:

  • Профилактика профессиональных заболеваний: становится важным направлением.
  • Диспансеры для борьбы с туберкулёзом и алкоголизмом: создаются для ранней диагностики и лечения этих заболеваний.
  • Обязательная вакцинация: проводится для предотвращения инфекционных заболеваний.
  • Советские учёные-медики: изобретают и испытывают вакцины против многих болезней, считавшихся ранее смертельными.
  • 1936 г.: в СССР полностью ликвидирована натуральная оспа.

6. Подготовка медицинских кадров:

  • Открытие новых медицинских вузов: по всей стране обеспечивает рост численности врачей.
  • Предвоенный период: численность врачей в СССР по сравнению с 1914 г. возрастает более чем в 6 раз.

7. Развитие санаторно-курортного лечения:

  • 1920-е гг.: появляются первые советские санатории, а специальным постановлением СНК устанавливается продолжительность отпуска для трудящихся в две недели.
  • 1940 г.: в СССР насчитывается 3600 санаториев и домов отдыха, рассчитанных на 470 тыс. мест.
  • Право на отдых: закрепляется в Конституции СССР 1936 г., что свидетельствует о важности оздоровления для советских граждан.

8. Результаты:

  • Увеличение продолжительности жизни: в РСФСР на 12 лет.
  • Сокращение детской смертности: доказывает эффективность мер по улучшению здоровья детей.
  • Рост численности населения: является показателем улучшения условий жизни и здравоохранения.

Итоги:

1930-е гг. стали периодом значительных успехов в развитии советской системы здравоохранения. Была создана доступная и бесплатная медицинская помощь для всех граждан, улучшились показатели здоровья населения, что свидетельствовало о положительном влиянии реформ в этой сфере.

Исторический источник

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

  • Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г.

«ЦК признаёт необходимым:

  1. Ввести с 1930/31 г. повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—9—10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г.

Ввести с 1930/31 г. обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения: 2-годичные и 1-годичные школы-курсы. Приступить с 1930/31 г. к введению всеобщего обязательного обучения в объёме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (I ступень). Обратить особое внимание на развёртывание фабрично-заводских семилеток. Усилить развёртывание школ колхозной молодёжи (как дневных, так и вечерних) с таким расчётом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодёжи. <…>

  1. В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педкадрами:

а) Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов.

б) Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения. Обеспечить для учителей сельской школы нормы рабочего снабжения».

Почему большое внимание уделялось подготовке педагогических кадров?

Какие изменения в системе образования вводились данным постановлением? Чем они были обусловлены?

Какими средствами должны были быть выполнены решения постановления?

Дополнительные статьи