Наука и культура в годы войны

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события
  • Июнь 1941 г. – Пересмотр научных планов Академии наук СССР после нападения Германии на СССР.
  • 1942 г. – Зинаида Ермольева предотвращает эпидемию холеры в Сталинграде и получает первый советский аналог пенициллина.
  • 1943 г. – Начало работ по созданию атомного реактора на окраине Москвы.
  • 25 декабря 1946 г. – В СССР заработал первый атомный реактор.
  • 1949 г. – Первое успешное испытание ядерного заряда в СССР.
  • Июль 1945 г. – Первое успешное испытание атомной бомбы в США.
  • 1941 г. – На второй день войны М. Шолохов перечисляет на нужды фронта премию за «Тихий Дон».
  • 1942 г. – К. Симонов пишет повесть «Дни и ночи» о защитниках Сталинграда.
  • 1942 г. – А. Бек прибывает в 8-ю гвардейскую (Панфиловскую) дивизию и пишет повесть «Волоколамское шоссе».
  • 1943 г. – Шолохов публикует роман «Они сражались за Родину».
  • 1956 г. – Публикация рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
  • 1956 г. – Выпуск сборника стихотворений и поэм С. Михалкова, включая «Стихи на войне», «На южном фронте», и других произведений.
  • Советский Союз после войны – Начало реституции культурных ценностей, возвращение произведений искусства из Германии и других стран.
Термины
  • Флаттер – аэродинамическое явление, которое вызывает колебания конструкции самолёта на высоких скоростях. В случае сильного флаттера может происходить разрушение конструкции.
  • Баллистика – наука, изучающая движение снарядов и других тел, летящих по траектории под воздействием различных сил, включая силу тяжести и сопротивление воздуха.
  • Броня – защитное покрытие военной техники, предназначенное для защиты от пуль, осколков и других поражающих факторов.
  • САУ (Самоходная артиллерийская установка) – бронированная машина на гусеничном или колёсном шасси, оснащённая артиллерийским орудием.
  • Магнитная мина – тип мины, детонация которой происходит при изменении магнитного поля, что характерно для прохождения рядом судна с металлическим корпусом.
  • Радиолокация – технология обнаружения объектов и определения их координат с помощью радиоволн, отражающихся от объекта.
  • Атомный реактор – установка, в которой осуществляется контролируемая цепная ядерная реакция для получения энергии или других целей.
  • Ядерное оружие – оружие массового поражения, использующее энергию, высвобождающуюся в результате ядерных реакций.
  • Антибиотик – вещество, подавляющее рост бактерий или уничтожающее их, используется для лечения бактериальных инфекций.
  • Реституция – Процесс возвращения культурных и художественных ценностей, утраченных или конфискованных в ходе конфликтов или военных действий, в страну их первоначального происхождения.
Исторические личности
  • Калашников Михаил Тимофеевич (1919—2013) – Выдающийся конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации. Создал знаменитый автомат Калашникова (АК), который стал наиболее распространённым стрелковым оружием в мире.
  • Ермольева Зинаида Виссарионовна (1898—1974) – Врач-микробиолог, основатель отечественной медицинской бактериохимии. В 1942 году предотвратила эпидемию холеры в Сталинграде и разработала антибиотик, спасший множество жизней.
  • Курчатов Игорь Васильевич (1903—1960) – Выдающийся советский физик, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда. Руководил разработкой атомного оружия и созданием первой атомной электростанции.
  • Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович (1904—1941) – Писатель и корреспондент, известен своими книгами для детей и юношества. Погиб в бою, сражаясь на Юго-Западном фронте.
  • Александров Александр Васильевич (1883—1946) – Композитор и дирижёр, основатель и руководитель Ансамбля красноармейской песни и пляски. Создал музыку к песне «Священная война» и новый гимн Советского Союза.
  • Кармен Роман Лазаревич (1906—1978) – Режиссёр и оператор документального кино, Герой Социалистического Труда. Снимал важные фронтовые фильмы и был автором сценария о Нюрнбергском процессе.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975) – Композитор, известный своей 7-й («Ленинградской») симфонией, которая стала символом стойкости Ленинграда.
  • Михалков Сергей Владимирович (1913—2009) – Писатель и драматург, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. Автор поэтических сборников и сценария к кинофильму «Фронтовые подруги».
  • Шолохов Михаил Александрович (1905—1984) – Писатель, автор романа «Они сражались за Родину». Его произведения стали важным вкладом в военную литературу.
  • Симонов Константин Михайлович (1915—1979) – Писатель, автор героической драмы «Русские люди». Его произведения оказали большое влияние на военную литературу и патриотическую пропаганду.

Конспект

1. Вклад в победу деятелей науки

  • Перед войной в СССР была создана развитая научно-исследовательская инфраструктура: академии, институты, конструкторские бюро.
  • Сразу после начала войны научные исследования стали нацелены на разработку новых вооружений, помощь промышленности, поиск полезных ископаемых и заменителей дефицитного сырья.
  • Создан Научно-технический совет при ГКО для координации работы научных учреждений.
  • Советские учёные разработали теорию флаттера (М. Келдыш), что позволило создавать надёжные военные самолёты.
  • Вклад учёных-математиков в баллистику способствовал совершенствованию артиллерийского огня.
  • Металлурги создали новые виды брони и специальные стали, что помогло в разработке танков Т-34, КВ, ИС и САУ.
  • Академик Е. Патон внедрил метод автоматической сварки танковых корпусов, что увеличило скорость производства танков и повысило их качество.
  • Разработаны новые виды взрывчатки и автоматического оружия, что значительно улучшило боевые возможности Красной Армии.
  • Учёные-химики усовершенствовали процессы переработки нефти и разработали бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью для борьбы с танками.
  • Важным достижением было создание и внедрение радиолокационных систем, что повысило мобильность управления войсками.
  • Учёные сельского хозяйства работали над увеличением продовольственных ресурсов, что способствовало поддержанию армии и населения.
  • Важную роль играли учёные в восстановлении экономики освобождённых от оккупации территорий.

2. Советский атомный проект

  • В 1930-е годы начались исследования в области ядерной физики под руководством академика А. Иоффе.
  • После получения данных о работах по созданию ядерного оружия в Германии и США, СССР активизировал свои исследования.
  • В 1943 году начались работы по созданию атомного реактора на окраине Москвы.
  • Разведка сыграла ключевую роль, добыв научно-технические сведения, которые ускорили процесс создания атомного оружия.
  • 25 декабря 1946 года в СССР заработал первый атомный реактор
  • В 1949 году было проведено первое испытание ядерного заряда, ликвидировав монополию США на ядерное оружие.

3. Сражающаяся культура

  • Во время войны культура и искусство стали мощным инструментом пропаганды и поддержания боевого духа.
  • Газеты, плакаты, листовки и другая печатная продукция активно использовались для агитации и информирования населения.
  • Известные писатели, такие как А. Твардовский, М. Шолохов, и композиторы, такие как Д. Шостакович, продолжали творческую деятельность, часто на передовой.
  • Многие композиторы и поэты создали песни, которые стали символами Победы, а их исполнение на фронте поддерживало моральный дух солдат.
  • Важную роль в сохранении культурного наследия играли театры и музыкальные коллективы, которые выступали как на фронте, так и в тылу.
  • Великие произведения искусства, такие как 7-я симфония Шостаковича, стали музыкальными памятниками героизму советского народа в годы войны.

4. Литература военных лет

  • Общее количество изданий:
    • За годы войны было издано около 170 миллионов экземпляров художественных произведений.
  • Известные произведения:
    • А. Бек: Повесть «Волоколамское шоссе» – о героизме Панфиловцев.
    • К. Симонов: Повесть «Дни и ночи» – о защитниках Сталинграда.
    • М. Алигер: Поэма «Зоя» – о Зое Космодемьянской.
    • А. Твардовский: Поэма «Василий Тёркин» – образ простого солдата, отражающий дух времени.
    • М. Шолохов: Роман «Они сражались за Родину» – описание оборонительных боёв лета 1942 года.
    • А. Фадеев: Роман «Молодая гвардия» – о подвиге молодежи в оккупированном городе.
  • Популярные авторы:
    • А. ТолстойН. ТихоновК. ФединА. СурковЛ. СоболевМ. Светлов – произведения массового тиража и радиопрограммы.
  • Реакция читателей:
    • Рассказы и очерки фронтовиков пользовались популярностью за искренность и правдивость, многие произведения стали ценными историческими свидетельствами.

5. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях

  • Ущерб:
    • 427 музеев – разграблены.
    • 1670 храмов – разрушены.
    • 564 тыс. произведений искусства – похищены.
    • Общий ущерб: приблизительно 1 млн 177 тыс. музейных предметов, редких книг, рукописей и архивных дел.
  • Примеры разрушений:
    • Дворцы Петергофа: Разрушены, уничтожены около 30 тыс. предметов искусства, фонтаны и деревья.
  • Реституция:
    • Советский Союз после войны – возвращение культурных ценностей из Германии, таких как «золото Шлимана», Дрезденская картинная галерея и Пергамский алтарь.

Итоги

  • Духовная жизнь и культура:
    • Наука и культура в СССР были направлены на достижение победы над Германией.
    • Учёные внесли огромный вклад в создание новых технологий и оружия, что помогло сохранить жизни и ресурсы.
  • Культура военных лет:
    • Литературные, музыкальные и художественные произведения того времени отражали дух времени и правду о войне.
    • Произведения фронтовиков и писателей стали ценными историческими свидетельствами и частью культурного наследия.

Дополнительные статьи