Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Главная страница » История » История России » 9. Россия в XX-XXI веке » Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события

РОССИЯ

  • 30 декабря 1922 г. — образование СССР
  • 1923 г. — первый полёт самолёта АНТ-1 конструкции А. Туполева
  • 31 января 1924 г. — принятие Конституции СССР

МИР

1924 г. — приход к власти лейбористов в Великобритании

1922 г. — приход фашистов к власти в Италии

1923 г. — «пивной путч» в Германии

Конспект

1. Предпосылки и значение образования СССР.

  • К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи существенно изменилась.
    • Образовались советские республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Хорезмская и Бухарская народные республики.
    • Независимые государства: Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша.
    • Территориальные потери: Западная Украина и Западная Белоруссия (Польша), часть Литвы (Польша), Бессарабия (Румыния), приграничные районы РСФСР (Финляндия, Эстония, Латвия), Северный Сахалин (Япония до 1925 г.).
  • Несмотря на формальное наличие собственных органов власти и конституций в советских республиках, фактически власть принадлежала национальным компартиям, входящим в РКП(б).
  • Причины объединения в единое государство:
    • Объективные:
      • Исторически сложившееся хозяйственное единство и взаимозависимость регионов бывшей Российской империи. Центральная Россия снабжала промышленной продукцией другие регионы, получая взамен сырье.
      • Текущие задачи развития экономики.
      • Внешнеполитические факторы: советские республики находились во враждебном окружении.
      • Историческая память народов.
    • Военно-политические:
      • Военная опасность в годы Гражданской войны (1918-1922 гг.) привела к военно-политическому союзу советских республик.
      • 1919 г.: договор об объединении для борьбы с антисоветскими силами.
      • 1920-1921 гг.: договоры между РСФСР и другими республиками о военно-хозяйственном и дипломатическом взаимодействии. Объединение вооруженных сил, промышленности, финансов, транспорта, связи под руководством РСФСР.
      • План ГОЭЛРО (1920 г.) предусматривал создание единой энергетической системы.
    • Дипломатические:
      • 1922 г.: дипломатический союз советских республик, РСФСР представляла их интересы на Генуэзской конференции.
      • Образование ЗСФСР (1922 г.): Грузия, Армения, Азербайджан.
      • Предложение ЦК компартии Украины о конкретизации отношений между республиками.

Две точки зрения на принципы построения единого государства:

  • План автономизации (И. Сталин, 1922 г.): включение советских республик в состав РСФСР.”1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым…
    1. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик”.
  • Федерация (В. Ленин, 1922 г.): объединение в союз на основе равноправия с правом свободного выхода из него.”Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза…”

2. Образование СССР. Конституция 1924 г.

  • 30 декабря 1922 г.: Подписание договора об образовании СССР (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР). Декларация провозгласила добровольность объединения, равноправие республик и право свободного выхода.
  • 31 января 1924 г.: Принятие первой Конституции СССР.
  • Структура высших органов власти по Конституции 1924 г.:
    • Съезд Советов СССР.
    • Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР:
      • Совет Союза
      • Совет Национальностей.
    • Президиум ЦИК СССР.
    • Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР.
  • Разделение полномочий:
    • Центральные органы: международное представительство, оборона, границы, госбезопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение.
    • Республики: внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, соцобеспечение, здравоохранение.
  • Многоступенчатые выборы с преимуществом для городских жителей. Лишение избирательных прав определенных категорий граждан.
  • 1924-1925 гг.: принятие конституций союзных республик, повторяющих положения общесоюзной.

Основные положения Конституции СССР 1924 г.:

  • Утверждение СССР как федеративного государства.
  • Провозглашение суверенитета союзных республик с правом свободного выхода из Союза.
  • Определение структуры высших органов власти и управления.
  • Разграничение полномочий между союзными и республиканскими органами.
  • Утверждение принципа диктатуры пролетариата.

Общесоюзные наркоматы занимались вопросами внешней политики, военных и морских дел, путей сообщения, внешней торговли, так как эти сферы требовали централизованного управления и координации в рамках единого государства.

3. Административно-территориальные реформы и национально-государственное строительство.

  • 1920-е гг.: изменение административного и национально-территориального устройства.
  • Создание областей вместо губерний: соответствие экономическим районам, определенным Госпланом.
  • Образование новых союзных республик:
    • 1924 г.: Узбекская ССР и Туркменская ССР (из Туркестанской АССР).
    • 1929 г.: Таджикская ССР (из Узбекской ССР).
  • Образование автономных областей:
    • 1924 г.: Киргизская автономная область (в составе РСФСР).
    • Сентябрь 1924 г.: Кара-Киргизская автономная область (в составе РСФСР), часть территорий Хорезмской и Бухарской республик вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР.
    • 1924 г.: Молдавская АССР (в составе УССР).
  • Передача территорий:
    • 1924-1926 гг.: РСФСР передала БССР Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний.
  • 1936 г.:
    • Расформирование ЗСФСР, вхождение Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР в СССР.
    • Образование Казахской ССР и Киргизской ССР.

Изменения в административно-территориальном устройстве СССР в 1920-е гг. были направлены на национально-государственное строительство и оптимизацию управления с учетом экономических и национальных особенностей регионов.

4. Политика коренизации.

  • Коренизация: “выращивание” местных кадров, опора на коренное население республик.
  • Основные направления политики коренизации:
    • Создание автономий по национально-территориальному признаку.
    • Выдвижение представителей коренных национальностей на руководящие должности.
    • Развитие и внедрение местных языков в школы и делопроизводство.
    • Создание письменности для малых народов.
    • Обязательное изучение языка местного населения для русскоязычных работников.
    • Указание национальности в паспортах (“русские”, “украинцы”, “белорусы”).
  • Негативные последствия коренизации:
    • Ущемление прав русскоязычного населения, увольнение квалифицированных специалистов.
    • Межнациональные столкновения (например, в Киргизии во второй половине 1920-х гг. из-за земельной реформы 1922-1923 гг.).
    • Рост сепаратистских настроений.
  • Пример: украинизация в УССР
    • 1920-е гг.: Распространение украинской культуры и языка.
    • Украинский язык стал государственным и обязательным во всех учреждениях.
    • Обязательное изучение языка, истории и литературы Украины в школах.
    • Недовольство русского и еврейского населения.

“К судебной ответственности за неподчинение решению комиссии по украинизации

Окружная комиссия по украинизации при Окрисполкоме утвердила протокол проверки украинизации и постановила снять с работы за незнание украинского языка сотрудников следующих учреждений. Укрхлеб — Вишневецкого, Химуголь — Мостового, Окрсобез — Ситникову, Кертика, Литвиненко и Поносова, «Украинский рабочий» — Кушнареву, Блока и Косенко, Табак-Трест — Галбмильона. Комиссия обратилась к прокурору с просьбой привлечь к ответственности, согласно существующему законоположению, администрацию учреждений, не выполнивших постановления комиссии о снятии с работы сотрудников, не знающих украинского языка.” – газета «Приазовский пролетарий» от 12 апреля 1927 г.

“Нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнёта…” – Из письма И. Сталина Л. Кагановичу (1926 г.)

Политика коренизации имела двойственные последствия: способствовала национально-культурному развитию республик, но одновременно усилила сепаратистские тенденции и привела к ущемлению прав некоренного населения.

Подведем итоги:

Образование СССР стало важным этапом в истории России. Объединение большей части бывшей Российской империи в единое государство позволило сконцентрировать ресурсы и усилия для решения экономических и социальных проблем. Национальная политика большевиков, включавшая создание национальных республик и проведение политики коренизации, имела как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она способствовала развитию национальных культур и формированию национальной идентичности. С другой стороны, политика “коренизации” привела к ущемлению прав некоренного населения и заложила основу для будущих межнациональных конфликтов, которые в конечном итоге стали одним из факторов распада СССР.

Дополнительные статьи