Развитие науки, образования, здравоохранения в 1964—1985 гг.

Главная страница » История » История России » 9. Россия в XX-XXI веке » Развитие науки, образования, здравоохранения в 1964—1985 гг.

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события

РОССИЯ

  • 1965 г. — первый выход человека в открытое космическое пространство
  • 1968 г. — испытательный полёт первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144
  • 1971 г. — начало работы первой в мире стационарной орбитальной космической станции
  • 1975 г. — экспериментальная стыковка советского космического корабля «Союз» и американского космического корабля «Аполлон»

МИР

  • 1982 г. — создание первого компакт-диска (CD)
  • 1967 г. — проведение первой в истории медицины пересадки сердца
  • 1969 г. — первая высадка человека на Луну
  • 1974 г. — обнаружение останков австралопитека
  • 1975 г. — выпуск первого микрокомпьютера «Альтаир-8800»

Конспект

1. Научные и технические приоритеты в СССР (1960-е — 1980-е гг.)

1.1 Развитие науки и увеличение числа научных работников

  • Начало 1960-х гг.: В СССР насчитывалось 354 тыс. научных работников.
  • Начало 1980-х гг.: Количество научных работников возросло до 1,5 млн человек, что составляло четверть всех научных сотрудников мира.
  • Число научно-исследовательских институтов: Выросло до 2607.

1.2 Основные научные достижения

  • Метод изготовления многослойных труб: Использовался для строительства стратегических нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны.
  • Первый высокотемпературный ядерный реактор: Создан в Институте атомной энергии им. Курчатова («Ромашка»), который позволял прямое преобразование тепла в электричество.
  • Физика высокотемпературной плазмы и термоядерный синтез: Работы проводились под руководством академика Л. Арцимовича.

1.3 Химия и материалы

  • Приоритетное направление: Разработка новых материалов для промышленности и сельского хозяйства.
  • Искусственные гены: Созданы в Институте химии природных соединений под руководством М. Шемякина, что открывало путь к изменению наследственности растений и живых организмов.

1.4 Авиация и теория оптимального использования ресурсов

  • Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144:
    • 1968 г.: Первый испытательный полёт.
    • 1977 г.: Начало регулярных пассажирских рейсов между Москвой и Алма-Атой.
  • Теория оптимального использования ресурсов: Разработана академиком Л. Канторовичем, который получил Нобелевскую премию в 1975 г.

1.5 Гуманитарные науки

  • Д. Лихачёв: Исследования русской литературы и культуры, включая «Поэтику древнерусской литературы».
  • С. Аверинцев: Исследования философии ранневизантийской литературы.
  • А. Лосев: Работа над многотомной «Историей античной эстетики».
  • Л. Гумилёв: Гипотеза о движущих силах исторического развития в работе «Этногенез и биосфера Земли».
  • Ю. Лотман: Исследования русской культуры пушкинской эпохи.

1.6 Проблемы и ограничения

  • Внедрение научных разработок:
    • 1971-1980 гг.: Создано десятки тысяч новых типов машин, оборудования, приборов.
    • Проблемы: Недостатки хозяйственного механизма, холодная война и гонка вооружений тормозили реализацию научных открытий.
  • Новые отрасли: Развивались роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение, но прогресс ощущался слабо, и лишь 5% машиностроительной продукции были оснащены электронными системами управления.

2. Советская космическая программа (1960-е — 1980-е гг.)

2.1 Основные достижения

  • 18 марта 1965 г.: Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.
  • 1964 г.: Начало советской лунной программы:
    • 1966 г.: Первая мягкая посадка на Луну и телепередача с её поверхности.
    • 1967 г.: Посадка советского аппарата на Венеру и получение данных о её атмосфере.
    • 1968 г.: Облёт Луны беспилотным кораблём «Зонд-5» с черепахами на борту.

2.2 Луноход и орбитальные станции

  • 1970 г.: Первый в мире управляемый планетоход «Луноход-1» функционировал 10,5 месяцев.
  • 16 января 1969 г.: Запуск первой экспериментальной космической станции на околоземной орбите.
  • 1971 г.: Функционирование первой стационарной орбитальной станции «Салют».
  • 2 декабря 1971 г.: Посадка АМС «Марс-3» на поверхность Марса.

2.3 Разработка многоразовых космических систем

  • 1960-е гг.: Создание системы «Спираль».
  • 1973 г.: Начало разработки космического самолёта «Буран».

2.4 Международное сотрудничество

  • 1975 г.: Стыковка на орбите Земли советского корабля «Союз» и американского корабля «Аполлон», начало совместного освоения космоса.
  • Программа «Интеркосмос»: Полёты граждан из разных стран на советских космических кораблях.

3. Развитие образования в СССР (1960-е — 1980-е гг.)

3.1 Бесплатное и доступное образование

  • Все виды обучения: Бесплатные, включая высшее образование.
  • Стипендии: Достаточные для скромной жизни.
  • Профтехучилища: Предоставляли учащимся бесплатно одежду и обувь.

3.2 Всеобщее среднее образование

  • 1972 г.: Завершение перехода ко всеобщему среднему образованию.
  • 1977 г.: Закрепление права на бесплатное образование в Конституции СССР.

3.3 Педагоги-новаторы

  • В. Шаталов: Разработал методику «педагогики сотрудничества», которая добилась успехов в обучении детей.

3.4 Трудоустройство выпускников

  • Гарантии государства: Обеспечение работы по специальности после окончания техникума или вуза через систему распределения.

4. Советское здравоохранение (1960-е — 1980-е гг.)

4.1 Рост числа медицинских работников и учреждений

  • Численность врачей и медсестёр: Значительно увеличилась, особенно на селе.
  • Увеличение числа больничных мест: Вдвое.
  • Развитие медицинской науки: Строительство новых профильных медицинских центров, включая крупнейший в стране онкологический научный центр в Москве.

4.2 Санатории и дома отдыха

  • 1980-е гг.: Ежегодно лечилось и отдыхало более 60 млн человек.
Исторический источник

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте фрагмент Конституции СССР 1977 г. Ответьте на вопросы и выполните задание.

«Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

• 1. Какое образование в СССР было обязательным для всех? 2. Как государство стимулировало получение гражданами образования? 3. На основе текста составьте в тетради схему «Система образования в СССР в конце 1970-х гг.».

Дополнительные статьи