Основные события
РОССИЯ
- 1934 г. — создание Союза писателей СССР
- 1937 г. — создание скульптуры «Рабочий и колхозница» В. Мухиной
- 1938 г. — премьера фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»
МИР
- 1937 г. — Всемирная выставка в Париже; выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене
- 1929 г. — учреждение премии «Оскар» в США
Конспект
1. Власть и культура
- 1930-е гг. – период установления тоталитарного режима в СССР и господства идеологии социалистического реализма в искусстве.
- “И. Сталин и К. Ворошилов в Кремле” (1938 г.) А. Герасимова – яркий пример официального искусства, прославляющего вождей.
1.1. Социалистический реализм (Соцреализм)
- Определение: метод в искусстве, который предполагал показ преимуществ социализма и исторической обречённости буржуазного мира.
- Ключевые характеристики:
- Советский патриотизм.
- Исторический оптимизм.
- Безусловная убежденность в правоте партии большевиков.
- Противопоставление положительного героя отрицательному, обреченному на поражение.
- Истоки:
- Продолжение русского критического реализма.
- Влияние традиций отечественной классической литературы и искусства XIX века.
- Образы и приемы, восходящие к народному искусству союзных республик СССР.
- Важные события:
- 1934 г. – создание Союза писателей СССР.
- 1937 г. – создание скульптуры “Рабочий и колхозница” В. Мухиной.
- 1938 г. – премьера фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.
- 1931-1934 гг. – образование союзов писателей, художников, композиторов, архитекторов СССР.
1.2. Политика советской власти в отношении искусства в 1930-х гг.
- Целеполагание:
- Искусство должно служить целям советской власти, пропагандируя идеалы социализма.
- Формирование единой идеологической линии в искусстве.
- Методы:
- Создание официальных союзов творческих работников.
- Внедрение идеологии соцреализма в учебные планы и творческие конкурсы.
- Контроль над изданием и прокатом произведений.
- Репрессии против несогласных с официальной линией.
2. Советская литература 1930-х гг.
- Возвращение эмигрантов:
- Возвращение М. Горького (1931 г.) – возглавил Союз писателей СССР.
- Продолжение творчества А. Н. Толстым (трилогия “Хождение по мукам”).
- Рост популярности:
- В. Маяковский, А. Серафимович, М. Шолохов, А. Фадеев, Д. Фурманов, А. Твардовский, Н. Островский, М. Булгаков, Янка Купала, Якуб Колас, Павло Тычина, писатели Грузии, Таджикистана, Казахстана.
- Значимые произведения:
- “Последний из Удэге” (1932 г.) А. Фадеева.
- “Как закалялась сталь” (1932-1934 гг.) Н. Островского.
- “Дни Турбиных” (1926 г.) М. Булгакова.
- “Мастер и Маргарита” (опубликован в СССР в 1966 г. после смерти автора) М. Булгакова.
- “Разин Степан” (1930 г.) А. Чапыгина.
- “Цусима” (1932 г.) А. Новикова-Прибоя.
- “Ледовое побоище” (1938 г.) К. Симонова.
- Развитие школы литературы для детей:
- К. Чуковский, А. Гайдар, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Л. Кассиль, Д. Хармс.
Общее и различия в развитии советского искусства в 1920-х и 1930-х гг.
- Общее:
- Стремление к созданию нового искусства, отражающего идеалы революции.
- Поиск новых форм и концепций.
- Различия:
- 1920-е гг.: большая свобода творчества, экспериментальный характер искусства.
- 1930-е гг.: установление жесткого идеологического контроля, доминирование соцреализма, ограничение свободы творчества.
3. Советский кинематограф
1. Рост популярности кино.
- 1930-е годы: Кинематограф становится самым массовым и популярным видом искусства в СССР.
- Особое внимание уделяется содержанию и художественному уровню фильмов, выходящих в прокат.
2. Тематика фильмов 1930-х годов.
- Историко-революционная тематика:
- 1934: Фильм “Чапаев” (режиссёры: братья Васильевы) по мотивам дневников Д. Фурманова, его романа “Чапаев” и воспоминаний ветеранов-чапаевцев.
- 1920-е гг.: Трилогия о Максиме (режиссёры: Г. Козинцев и Л. Трауберг).
- 1926: Фильм “Мы из Кронштадта” (режиссёр: Е. Дзиган).
- 1932: Фильм “Депутат Балтики” (режиссёры: И. Хейфиц и А. Зархи).
- 1935: Фильм “Великий гражданин” (режиссёр: Ф. Эрмлер).
- 1935: Фильм “Белеет парус одинокий” (режиссёр: В. Легошин) по повести В. Катаева, повествующий об участии молодёжи в революционной борьбе.
- Воспитание “нового советского человека”:
- 1931: Первый советский звуковой фильм “Путёвка в жизнь” (режиссёр: Н. Экк).
- 1930-е годы: Фильмы С. Герасимова “Семеро смелых”, “Комсомольск”, “Учитель”.
3. Историческое кино.
- Цель: Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.
- 1930-е годы:
- 1936: Фильм “Пётр I” (режиссёр: В. Петров).
- 1938: Фильм “Александр Невский” (режиссёр: С. Эйзенштейн).
- 1939: Фильмы “Минин и Пожарский” и “Суворов” (режиссёр: В. Пудовкин).
4. Советские киноартисты “звезды”.
- 1930-е годы:
- П. Алейников
- Б. Андреев
- Б. Бабочкин
- М. Жаров
- И. Ильинский
- Н. Крючков
- А. Кторов
- М. Ладынина
- Т. Макарова
- Л. Орлова
- Б. Чирков
- Н. Черкасов
5. Экранизации.
- 1930-е годы: Экранизация как советской, так и зарубежной классики.
- 1930-е годы: Фильм “Дети капитана Гранта” (режиссёр: В. Вайншток) по роману Ж. Верна – один из самых популярных в довоенном СССР.
6. Музыка в кино.
- 1930-е годы: Песни на музыку И. Дунаевского становятся всесоюзными хитами.
7. Фильм “Чапаев”.
- 1934: Фильм “Чапаев” (режиссёры: братья Васильевы) по мотивам дневников Д. Фурманова, его романа “Чапаев” и воспоминаний ветеранов-чапаевцев.
- 1933: Сценарий фильма “Чапаев” – первое произведение кинодраматургии, напечатанное в толстом литературном журнале (“Литературный современник”. № 9).
- 1935: Создатели фильма “Чапаев” получают первую премию на I Московском кинофестивале (председатель жюри – С. Эйзенштейн).
8. Идеология советского кино.
- 1920-е и 1930-е годы: Фильмы учили “добру и любви, преданности Родине, дружбе, труду, интернационализму”.
Почему в 1930-е гг. уделялось особое внимание развитию кинематографа?
- Кино являлось мощным инструментом пропаганды и идеологического воздействия на население СССР.
- Фильмы отражали идеи революции, социалистического строительства, патриотизма и интернационализма, которые формировали общественное сознание и воспитывали “нового советского человека”.
- Через кино советская власть стремилась сплотить народ вокруг себя, создать единую идеологию и повысить авторитет режима.
4. Музыка в СССР в 1930-е годы
4.1 Выдающиеся композиторы и их произведения
- Список композиторов:
- Сергей Прокофьев: Один из самых значительных композиторов XX века, сочетающий в своем творчестве классические традиции с новаторскими элементами. Помимо упомянутых произведений, создал оперы «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», балет «Сказание о граде Китеже», а также множество фортепианных сочинений.
- Дмитрий Шостакович: Композитор, отразивший в своей музыке трагические события эпохи. Симфонии Шостаковича стали символом борьбы с тоталитаризмом.
- Арам Хачатурян: Автор ярких и мелодичных произведений, в которых органично сочетаются элементы армянской народной музыки и европейской классики.
- Тихон Хренников: Композитор, создавший множество опер, балетов, симфоний и песен. Его музыка отличалась мелодичностью и доступностью для широкой аудитории.
- Дмитрий Кабалевский: Педагог и композитор, автор многочисленных произведений для детей и юношества.
- Темы произведений:
- Историческое прошлое: Обращение к историческим событиям было вызвано стремлением воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
- Современная жизнь: Композиторы создавали произведения, отражающие трудовые будни, коллективизм, оптимизм и веру в светлое будущее. Примеры: симфония-кантата Ю. Шапорина “На поле Куликовом”, оратория М. Коваля “Емельян Пугачёв”.
- Детская музыка: Прокофьев создал не только “Петю и волка”, но и другие произведения для детей, популяризируя классическую музыку среди юных слушателей.
- Балет: Балет “Ромео и Джульетта” Прокофьева стал одним из самых известных балетов XX века, благодаря своей мелодичности и драматизму.
- Песни: Песни Дунаевского, Блантера и Покрассов стали народными хитами, отражая дух времени и поднимая боевой дух народа.
- Особенности музыкального языка:
- Героика: В музыке преобладали героические образы, связанные с революцией, индустриализацией и строительством социализма.
- Оптимизм: Композиторы стремились создать музыку, которая бы вдохновляла и воодушевляла людей.
- Использование народных мелодий: Широкое использование народных мелодий придавало музыке национальный колорит и делало ее более доступной для широких слоев населения.
4.2 Музыкальные коллективы
- Создание коллективов: Государство активно поддерживало развитие музыкальной культуры, создавая новые коллективы и финансируя гастроли.
- Значение для развития музыкальной культуры: Эти коллективы способствовали популяризации классической и народной музыки, повышению музыкальной грамотности населения и формированию национального музыкального стиля.
4.3 Песенное творчество
- Популярность жанра: Песня стала одним из самых доступных и массовых жанров, способным донести идеи до широкой аудитории.
- Темы песен: Помимо патриотизма и любви к Родине, песни отражали темы коллективизма, дружбы, труда, любви и природы.
- Влияние на общественное сознание: Песни формировали общественное мнение, воспитывали чувство коллективизма и патриотизма, а также служили средством пропаганды.
4.4 Портрет на фоне эпохи: С. Прокофьев и И. Дунаевский
- С. Прокофьев: Композитор, чье творчество было неоднозначно воспринято советской властью. Несмотря на критику, его музыка пользовалась большой популярностью у слушателей.
- И. Дунаевский: Мастер песенного жанра, создавший множество незабываемых мелодий, которые стали визитной карточкой советского кино.
5. Изобразительное искусство
Общие тенденции:
- В 1930-е годы в центре внимания советского изобразительного искусства был образ советского человека — борца и созидателя нового общества. Этот период характеризуется становлением и распространением стиля социалистического реализма, который был призван отражать идеалы и цели коммунистической партии и государства.
- Ключевые жанры: портрет, историческая живопись, монументальное искусство, политическая графика, плакат. Такие жанры как натюрморт и пейзаж отходили на второй план, хотя они продолжали существовать и развиваться.
Портреты современников:
- Г. Ряжский создал образ “Делегатки” (год не указан), символизируя роль женщин в построении нового социалистического общества.
- Н. Струнников — автор картины “Партизан” (год не указан), олицетворяющей героизм советских бойцов.
- С. Герасимов представил серию портретов русских крестьян (год не указан), подчёркивая важность крестьянства в строительстве нового общества.
Историческая живопись:
- М. Греков посвятил свои картины героическим страницам Гражданской войны, создавая произведения, запечатлевающие дух и силу народа в период революции (конкретные работы не указаны).
Социалистический реализм:
- Признанным классиком социалистического реализма стал Б. Иогансон. Его известные работы: “Рабфак идёт (Вузовцы)” и “Допрос коммунистов” (конкретные годы создания не указаны).
Монументальное искусство:
- Самым известным произведением монументального искусства стала скульптура Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” (1937 год).
- Скульптура была впервые представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
- Материал: нержавеющая хромоникелевая сталь.
- Масса: свыше 63 тонн.
- Расположение в Москве: у одного из входов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ).
- Соответствие принципам социалистического реализма: Да, скульптура “Рабочий и колхозница” соответствует принципам социалистического реализма, так как она олицетворяет единство рабочего класса и крестьянства, являясь символом нового социалистического общества.
Другие выдающиеся работы:
- А. Дейнека — знаменитое поэтическое полотно “Будущие лётчики” (год не указан).
- Ю. Пименов — картина “Новая Москва” (год не указан), олицетворяющая обновление столицы и страны.
- М. Нестеров — создал серию портретов советской интеллигенции (год не указан), подчеркивая значимость научной и культурной элиты в новом обществе.
Политическая графика и плакат:
- Особое место заняла политическая графика, плакат, карикатура.
- Д. Моор и В. Дени — признанные мастера политической графики (конкретные работы не указаны).
- Б. Ефимов и творческий коллектив Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) — создали яркие работы, которые широко использовались для пропаганды и агитации.
Другие памятники:
- Памятник В. Ленину в Грузии — создан И. Шадром (год не указан).
- Памятник С. Шаумяну в Ереване — работа С. Меркурова (год не указан).
- Памятник “Жертвам 9 января 1905 г.” — выполнен М. Манизером (год не указан).
6. Театр
Общие тенденции:
- 1930-е годы ознаменовались созданием множества новых театров и театральных студий, включая первые в мире детские театры.
- Советское руководство поддерживало развитие театра, опираясь на классические традиции. Экспериментальные подходы, характерные для 1920-х годов, такие как творчество В. Мейерхольда, находили всё меньше сторонников в новых условиях.
Основные театры и личности:
- МХАТ (Московский Художественный Академический Театр) — считался лучшим театром СССР.
- Руководители: К. Станиславский и В. Немирович-Данченко — всемирно признанные корифеи театрального искусства.
- Актёры старшего поколения: О. Книппер-Чехова, В. Качалов, И. Москвин.
- Молодёжь: К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин.
Репертуар:
- Спектакли, отражавшие события революции, Гражданской войны, индустриализации:
- “Любовь Яровая” К. Тренёва (год не указан).
- “Бронепоезд 14-69” Вс. Иванова (год не указан).
- “Разлом” Б. Лавренёва (год не указан).
- “Гибель эскадры” А. Корнейчука (год не указан).
- “Дни Турбиных” М. Булгакова (год не указан).
Портрет на фоне эпохи — Всеволод Вишневский:
- Вс. Вишневский (1900—1951) — драматург, прозаик, журналист.
- Родился в семье землемера, учился в петербургской гимназии.
- В 14 лет сбежал на фронт во время Первой мировой войны, получив за храбрость две Георгиевские медали и Георгиевский крест IV степени.
- Примкнул к большевикам, воевал в Гражданской войне.
- Был военным корреспондентом на советско-финляндской войне и защищал Ленинград во время Великой Отечественной войны.
- “Оптимистическая трагедия” — пьеса, рассказывающая историю женщины-комиссара, которая благодаря силе воли объединяет матросов-анархистов для борьбы за дело революции. Пьеса стала одним из ключевых произведений советского театра 1930-х годов.
Театральные режиссёры 1930-х годов:
- Начало творческого пути режиссёров:
- А. Попов
- Р. Симонов
- Ю. Завадский
- М. Кедров
- Г. Товстоногов
- В. Плучек
Самодеятельное творчество:
- В СССР активно развивалось самодеятельное художественное творчество.
- Дворцы культуры и клубы: работали тысячи драматических, песенных, хоровых самодеятельных коллективов, объединявших более 3 миллионов человек.
Заключение
- 1930-е гг. – период заката авангарда и установления тоталитарного режима в искусстве.
- Соцреализм стал официальной идеологией искусства, ограничивая творчество и подчиняя его целям пропаганды.
- Несмотря на жесткий контроль, в 1930-е гг. продолжали создаваться значительные произведения литературы и искусства, отражающие сложность эпохи.
Исторический источник
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
- Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б)
«…ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было ещё значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы НЭПа, а кадры пролетарской литературы были ещё слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
- ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
- объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;
- провести аналогичное изменение по линии других видов искусства…»
- Какие особенности развития советской культуры в этот период нашли отражение в постановлении?
- Когда было принято это постановление?
- Какие причины принятия настоящего постановления в нём указаны?
- В чём состоят изменения, вводимые постановлением?
Дополнительные статьи
- Россия и мир на рубеже XIX—XX вв. – динамика и противоречия развития
- Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.
- Николай II – начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.
- Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.
- Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.
- Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
- Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
- Серебряный век российской культуры
- Россия и мир накануне Первой мировой войны
- Российская армия на фронтах Первой мировой войны
- Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений
- Великая российская революция. Февраль 1917 г.
- Великая российская революция. Октябрь 1917 г.
- Первые революционные преобразования большевиков
- Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм».
- Гражданская война. Истоки и основные участники
- На фронтах Гражданской войны
- Революция и Гражданская война на национальных окраинах
- Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях
- Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу
- Экономическое и социальное развитие в годы НЭПа
- Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
- Политическое развитие России в 1920-е гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
- Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
- «Великий перелом». Индустриализация
- Коллективизация сельского хозяйства
- Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг.
- Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Развитие науки, образования, здравоохранения
- Советское искусство 1930-х гг.
- Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры
- СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.
- СССР накануне Великой Отечественной войны
- Начало Великой Отечественной войны
- Битва за Москву и блокада Ленинграда
- Фронт за линией фронта
- Единство фронта и тыла
- Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны
- Курская битва. Завершение коренного перелома
- «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР
- Наука и культура в годы войны
- Освобождение народов Европы. Победа СССР в Великой Отечественной войне
- Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки
- Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
- Политическая система в послевоенные годы
- Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы
- Место и роль СССР в послевоенном мире. Внешняя политика СССР в 1945—1953 гг.
- Новое руководство страны. Смена политического курса
- Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг.
- Развитие науки и техники в СССР в 1953—1964 гг.
- Культурное пространство в 1953—1964 гг.
- Перемены в повседневной жизни в 1953—1964 гг.
- Внешняя политика в 1953—1964 гг.
- Политическое развитие СССР в 1964—1985 гг.
- Социально-экономическое развитие СССР в 1964—1985 гг.
- Развитие науки, образования, здравоохранения в 1964—1985 гг.