Советское искусство 1930-х гг.

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Основные события

РОССИЯ

  • 1934 г. — создание Союза писателей СССР
  • 1937 г. — создание скульптуры «Рабочий и колхозница» В. Мухиной
  • 1938 г. — премьера фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»

МИР

  • 1937 г. — Всемирная выставка в Париже; выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене
  • 1929 г. — учреждение премии «Оскар» в США

Конспект

1. Власть и культура

  • 1930-е гг. – период установления тоталитарного режима в СССР и господства идеологии социалистического реализма в искусстве.
  • “И. Сталин и К. Ворошилов в Кремле” (1938 г.) А. Герасимова – яркий пример официального искусства, прославляющего вождей.

1.1. Социалистический реализм (Соцреализм)

  • Определение: метод в искусстве, который предполагал показ преимуществ социализма и исторической обречённости буржуазного мира.
  • Ключевые характеристики:
    • Советский патриотизм.
    • Исторический оптимизм.
    • Безусловная убежденность в правоте партии большевиков.
    • Противопоставление положительного героя отрицательному, обреченному на поражение.
  • Истоки:
    • Продолжение русского критического реализма.
    • Влияние традиций отечественной классической литературы и искусства XIX века.
    • Образы и приемы, восходящие к народному искусству союзных республик СССР.
  • Важные события:
    • 1934 г. – создание Союза писателей СССР.
    • 1937 г. – создание скульптуры “Рабочий и колхозница” В. Мухиной.
    • 1938 г. – премьера фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.
    • 1931-1934 гг. – образование союзов писателей, художников, композиторов, архитекторов СССР.

1.2. Политика советской власти в отношении искусства в 1930-х гг.

  • Целеполагание:
    • Искусство должно служить целям советской власти, пропагандируя идеалы социализма.
    • Формирование единой идеологической линии в искусстве.
  • Методы:
    • Создание официальных союзов творческих работников.
    • Внедрение идеологии соцреализма в учебные планы и творческие конкурсы.
    • Контроль над изданием и прокатом произведений.
    • Репрессии против несогласных с официальной линией.

2. Советская литература 1930-х гг.

  • Возвращение эмигрантов:
    • Возвращение М. Горького (1931 г.) – возглавил Союз писателей СССР.
    • Продолжение творчества А. Н. Толстым (трилогия “Хождение по мукам”).
  • Рост популярности:
    • В. Маяковский, А. Серафимович, М. Шолохов, А. Фадеев, Д. Фурманов, А. Твардовский, Н. Островский, М. Булгаков, Янка Купала, Якуб Колас, Павло Тычина, писатели Грузии, Таджикистана, Казахстана.
  • Значимые произведения:
    • “Последний из Удэге” (1932 г.) А. Фадеева.
    • “Как закалялась сталь” (1932-1934 гг.) Н. Островского.
    • “Дни Турбиных” (1926 г.) М. Булгакова.
    • “Мастер и Маргарита” (опубликован в СССР в 1966 г. после смерти автора) М. Булгакова.
    • “Разин Степан” (1930 г.) А. Чапыгина.
    • “Цусима” (1932 г.) А. Новикова-Прибоя.
    • “Ледовое побоище” (1938 г.) К. Симонова.
  • Развитие школы литературы для детей:
    • К. Чуковский, А. Гайдар, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Л. Кассиль, Д. Хармс.

Общее и различия в развитии советского искусства в 1920-х и 1930-х гг.

  • Общее:
    • Стремление к созданию нового искусства, отражающего идеалы революции.
    • Поиск новых форм и концепций.
  • Различия:
    • 1920-е гг.: большая свобода творчества, экспериментальный характер искусства.
    • 1930-е гг.: установление жесткого идеологического контроля, доминирование соцреализма, ограничение свободы творчества.

3. Советский кинематограф

1. Рост популярности кино.

  • 1930-е годы: Кинематограф становится самым массовым и популярным видом искусства в СССР.
  • Особое внимание уделяется содержанию и художественному уровню фильмов, выходящих в прокат.

2. Тематика фильмов 1930-х годов.

  • Историко-революционная тематика:
    • 1934: Фильм “Чапаев” (режиссёры: братья Васильевы) по мотивам дневников Д. Фурманова, его романа “Чапаев” и воспоминаний ветеранов-чапаевцев.
    • 1920-е гг.: Трилогия о Максиме (режиссёры: Г. Козинцев и Л. Трауберг).
    • 1926: Фильм “Мы из Кронштадта” (режиссёр: Е. Дзиган).
    • 1932: Фильм “Депутат Балтики” (режиссёры: И. Хейфиц и А. Зархи).
    • 1935: Фильм “Великий гражданин” (режиссёр: Ф. Эрмлер).
    • 1935: Фильм “Белеет парус одинокий” (режиссёр: В. Легошин) по повести В. Катаева, повествующий об участии молодёжи в революционной борьбе.
  • Воспитание “нового советского человека”:
    • 1931: Первый советский звуковой фильм “Путёвка в жизнь” (режиссёр: Н. Экк).
    • 1930-е годы: Фильмы С. Герасимова “Семеро смелых”, “Комсомольск”, “Учитель”.

3. Историческое кино.

  • Цель: Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.
  • 1930-е годы:
    • 1936: Фильм “Пётр I” (режиссёр: В. Петров).
    • 1938: Фильм “Александр Невский” (режиссёр: С. Эйзенштейн).
    • 1939: Фильмы “Минин и Пожарский” и “Суворов” (режиссёр: В. Пудовкин).

4. Советские киноартисты “звезды”.

  • 1930-е годы:
    • П. Алейников
    • Б. Андреев
    • Б. Бабочкин
    • М. Жаров
    • И. Ильинский
    • Н. Крючков
    • А. Кторов
    • М. Ладынина
    • Т. Макарова
    • Л. Орлова
    • Б. Чирков
    • Н. Черкасов

5. Экранизации.

  • 1930-е годы: Экранизация как советской, так и зарубежной классики.
  • 1930-е годы: Фильм “Дети капитана Гранта” (режиссёр: В. Вайншток) по роману Ж. Верна – один из самых популярных в довоенном СССР.

6. Музыка в кино.

  • 1930-е годы: Песни на музыку И. Дунаевского становятся всесоюзными хитами.

7. Фильм “Чапаев”.

  • 1934: Фильм “Чапаев” (режиссёры: братья Васильевы) по мотивам дневников Д. Фурманова, его романа “Чапаев” и воспоминаний ветеранов-чапаевцев.
  • 1933: Сценарий фильма “Чапаев” – первое произведение кинодраматургии, напечатанное в толстом литературном журнале (“Литературный современник”. № 9).
  • 1935: Создатели фильма “Чапаев” получают первую премию на I Московском кинофестивале (председатель жюри – С. Эйзенштейн).

8. Идеология советского кино.

  • 1920-е и 1930-е годы: Фильмы учили “добру и любви, преданности Родине, дружбе, труду, интернационализму”.

Почему в 1930-е гг. уделялось особое внимание развитию кинематографа?

  • Кино являлось мощным инструментом пропаганды и идеологического воздействия на население СССР.
  • Фильмы отражали идеи революции, социалистического строительства, патриотизма и интернационализма, которые формировали общественное сознание и воспитывали “нового советского человека”.
  • Через кино советская власть стремилась сплотить народ вокруг себя, создать единую идеологию и повысить авторитет режима.

4. Музыка в СССР в 1930-е годы

4.1 Выдающиеся композиторы и их произведения

  • Список композиторов:
    • Сергей Прокофьев: Один из самых значительных композиторов XX века, сочетающий в своем творчестве классические традиции с новаторскими элементами. Помимо упомянутых произведений, создал оперы «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», балет «Сказание о граде Китеже», а также множество фортепианных сочинений.
    • Дмитрий Шостакович: Композитор, отразивший в своей музыке трагические события эпохи. Симфонии Шостаковича стали символом борьбы с тоталитаризмом.
    • Арам Хачатурян: Автор ярких и мелодичных произведений, в которых органично сочетаются элементы армянской народной музыки и европейской классики.
    • Тихон Хренников: Композитор, создавший множество опер, балетов, симфоний и песен. Его музыка отличалась мелодичностью и доступностью для широкой аудитории.
    • Дмитрий Кабалевский: Педагог и композитор, автор многочисленных произведений для детей и юношества.
  • Темы произведений:
    • Историческое прошлое: Обращение к историческим событиям было вызвано стремлением воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
    • Современная жизнь: Композиторы создавали произведения, отражающие трудовые будни, коллективизм, оптимизм и веру в светлое будущее. Примеры: симфония-кантата Ю. Шапорина “На поле Куликовом”, оратория М. Коваля “Емельян Пугачёв”.
    • Детская музыка: Прокофьев создал не только “Петю и волка”, но и другие произведения для детей, популяризируя классическую музыку среди юных слушателей.
    • Балет: Балет “Ромео и Джульетта” Прокофьева стал одним из самых известных балетов XX века, благодаря своей мелодичности и драматизму.
    • Песни: Песни Дунаевского, Блантера и Покрассов стали народными хитами, отражая дух времени и поднимая боевой дух народа.
  • Особенности музыкального языка:
    • Героика: В музыке преобладали героические образы, связанные с революцией, индустриализацией и строительством социализма.
    • Оптимизм: Композиторы стремились создать музыку, которая бы вдохновляла и воодушевляла людей.
    • Использование народных мелодий: Широкое использование народных мелодий придавало музыке национальный колорит и делало ее более доступной для широких слоев населения.

4.2 Музыкальные коллективы

  • Создание коллективов: Государство активно поддерживало развитие музыкальной культуры, создавая новые коллективы и финансируя гастроли.
  • Значение для развития музыкальной культуры: Эти коллективы способствовали популяризации классической и народной музыки, повышению музыкальной грамотности населения и формированию национального музыкального стиля.

4.3 Песенное творчество

  • Популярность жанра: Песня стала одним из самых доступных и массовых жанров, способным донести идеи до широкой аудитории.
  • Темы песен: Помимо патриотизма и любви к Родине, песни отражали темы коллективизма, дружбы, труда, любви и природы.
  • Влияние на общественное сознание: Песни формировали общественное мнение, воспитывали чувство коллективизма и патриотизма, а также служили средством пропаганды.

4.4 Портрет на фоне эпохи: С. Прокофьев и И. Дунаевский

  • С. Прокофьев: Композитор, чье творчество было неоднозначно воспринято советской властью. Несмотря на критику, его музыка пользовалась большой популярностью у слушателей.
  • И. Дунаевский: Мастер песенного жанра, создавший множество незабываемых мелодий, которые стали визитной карточкой советского кино.

5. Изобразительное искусство

Общие тенденции:

  • В 1930-е годы в центре внимания советского изобразительного искусства был образ советского человека — борца и созидателя нового общества. Этот период характеризуется становлением и распространением стиля социалистического реализма, который был призван отражать идеалы и цели коммунистической партии и государства.
  • Ключевые жанры: портрет, историческая живопись, монументальное искусство, политическая графика, плакат. Такие жанры как натюрморт и пейзаж отходили на второй план, хотя они продолжали существовать и развиваться.

Портреты современников:

  • Г. Ряжский создал образ “Делегатки” (год не указан), символизируя роль женщин в построении нового социалистического общества.
  • Н. Струнников — автор картины “Партизан” (год не указан), олицетворяющей героизм советских бойцов.
  • С. Герасимов представил серию портретов русских крестьян (год не указан), подчёркивая важность крестьянства в строительстве нового общества.

Историческая живопись:

  • М. Греков посвятил свои картины героическим страницам Гражданской войны, создавая произведения, запечатлевающие дух и силу народа в период революции (конкретные работы не указаны).

Социалистический реализм:

  • Признанным классиком социалистического реализма стал Б. Иогансон. Его известные работы: “Рабфак идёт (Вузовцы)” и “Допрос коммунистов” (конкретные годы создания не указаны).

Монументальное искусство:

  • Самым известным произведением монументального искусства стала скульптура Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” (1937 год).
    • Скульптура была впервые представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
    • Материал: нержавеющая хромоникелевая сталь.
    • Масса: свыше 63 тонн.
    • Расположение в Москве: у одного из входов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ).
    • Соответствие принципам социалистического реализма: Да, скульптура “Рабочий и колхозница” соответствует принципам социалистического реализма, так как она олицетворяет единство рабочего класса и крестьянства, являясь символом нового социалистического общества.

Другие выдающиеся работы:

  • А. Дейнека — знаменитое поэтическое полотно “Будущие лётчики” (год не указан).
  • Ю. Пименов — картина “Новая Москва” (год не указан), олицетворяющая обновление столицы и страны.
  • М. Нестеров — создал серию портретов советской интеллигенции (год не указан), подчеркивая значимость научной и культурной элиты в новом обществе.

Политическая графика и плакат:

  • Особое место заняла политическая графика, плакат, карикатура.
    • Д. Моор и В. Дени — признанные мастера политической графики (конкретные работы не указаны).
    • Б. Ефимов и творческий коллектив Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) — создали яркие работы, которые широко использовались для пропаганды и агитации.

Другие памятники:

  • Памятник В. Ленину в Грузии — создан И. Шадром (год не указан).
  • Памятник С. Шаумяну в Ереване — работа С. Меркурова (год не указан).
  • Памятник “Жертвам 9 января 1905 г.” — выполнен М. Манизером (год не указан).

6. Театр

Общие тенденции:

  • 1930-е годы ознаменовались созданием множества новых театров и театральных студий, включая первые в мире детские театры.
  • Советское руководство поддерживало развитие театра, опираясь на классические традиции. Экспериментальные подходы, характерные для 1920-х годов, такие как творчество В. Мейерхольда, находили всё меньше сторонников в новых условиях.

Основные театры и личности:

  • МХАТ (Московский Художественный Академический Театр) — считался лучшим театром СССР.
    • Руководители: К. Станиславский и В. Немирович-Данченко — всемирно признанные корифеи театрального искусства.
    • Актёры старшего поколения: О. Книппер-Чехова, В. Качалов, И. Москвин.
    • Молодёжь: К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин.

Репертуар:

  • Спектакли, отражавшие события революции, Гражданской войны, индустриализации:
    • “Любовь Яровая” К. Тренёва (год не указан).
    • “Бронепоезд 14-69” Вс. Иванова (год не указан).
    • “Разлом” Б. Лавренёва (год не указан).
    • “Гибель эскадры” А. Корнейчука (год не указан).
    • “Дни Турбиных” М. Булгакова (год не указан).

Портрет на фоне эпохи — Всеволод Вишневский:

  • Вс. Вишневский (1900—1951) — драматург, прозаик, журналист.
    • Родился в семье землемера, учился в петербургской гимназии.
    • В 14 лет сбежал на фронт во время Первой мировой войны, получив за храбрость две Георгиевские медали и Георгиевский крест IV степени.
    • Примкнул к большевикам, воевал в Гражданской войне.
    • Был военным корреспондентом на советско-финляндской войне и защищал Ленинград во время Великой Отечественной войны.
    • “Оптимистическая трагедия” — пьеса, рассказывающая историю женщины-комиссара, которая благодаря силе воли объединяет матросов-анархистов для борьбы за дело революции. Пьеса стала одним из ключевых произведений советского театра 1930-х годов.

Театральные режиссёры 1930-х годов:

  • Начало творческого пути режиссёров:
    • А. Попов
    • Р. Симонов
    • Ю. Завадский
    • М. Кедров
    • Г. Товстоногов
    • В. Плучек

Самодеятельное творчество:

  • В СССР активно развивалось самодеятельное художественное творчество.
    • Дворцы культуры и клубы: работали тысячи драматических, песенных, хоровых самодеятельных коллективов, объединявших более 3 миллионов человек.

Заключение

  • 1930-е гг. – период заката авангарда и установления тоталитарного режима в искусстве.
  • Соцреализм стал официальной идеологией искусства, ограничивая творчество и подчиняя его целям пропаганды.
  • Несмотря на жесткий контроль, в 1930-е гг. продолжали создаваться значительные произведения литературы и искусства, отражающие сложность эпохи.

Исторический источник

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

  • Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б)

«…ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было ещё значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы НЭПа, а кадры пролетарской литературы были ещё слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

  1. ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
  2. объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;
  3. провести аналогичное изменение по линии других видов искусства…»
  • Какие особенности развития советской культуры в этот период нашли отражение в постановлении?
  • Когда было принято это постановление?
  • Какие причины принятия настоящего постановления в нём указаны?
  • В чём состоят изменения, вводимые постановлением?

Дополнительные статьи