Что посмотреть?
Термины
- Просвещение – философское и социальное движение XVIII века, основанное на вере в разум и рациональность, призывающее к осмысленному образованию, распространению знаний, науки и прогрессу.
- Крепостное право – основа социальной и экономической системы в России до 1861 года, основанная на крепостном праве собственности дворянства и государства на крестьян.
- Крепостное хозяйство – система экономических и социальных отношений, которая предполагает крепостное право собственности на крестьян и их использование в качестве рабочей силы на помещичьих землях.
- Мещане – представители общественного класса, которые проживают в городах и занимаются различными видами ремесел и ведения коммерческой деятельности.
- Конституция – основной закон государства, определяющий его политическую систему, органы власти, права и обязанности граждан.
- Уездные училища – образовательные учреждения на уровне уезда, предназначенные для обучения детей мещан.
- Губернские гимназии – высшие школы, предназначенные для обучения детей дворян.
- Университеты – высшие образовательные учреждения, где проводится научная и учебная работа по различным дисциплинам.
- Вольные хлебопашцы – крестьяне, у которых была возможность освобождения от крепостной зависимости через покупку свободы и земельного надела.
- Либерализм – политическая философия, выступающая за свободу индивида, ограничение власти государства и защиту частной собственности.
- Министерская реформа – реформа управления, проведенная Александром I, в результате которой были созданы министерства вместо коллегий.
- Государственный совет – орган, созданный для подготовки и обсуждения законопроектов перед их представлением императору.
- Уложение – свод законов или законодательный акт в Российской империи.
Основные события
- Март 1801 г. – восшествие на престол Александра I.
- Апрель 1801 г. – отмена многих законов Павла I и восстановление Жалованных грамот.
- Июнь 1801 г. – Май 1802 г. – заседания Негласного комитета.
- 1802 г. – министерская реформа и изменение функций Сената.
- 1803—1804 гг. – реформа образования.
- 20 февраля 1803 г. – указ о “вольных хлебопашцах”.
- 1804 г. – первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике.
- 1809 г. – “План государственного преобразования” Сперанского.
- 1 января 1810 г. – учреждение Государственного совета.
- 1811 г. – проект “Уложения Правительствующего сената”.
- Март 1812 г. – отставка и ссылка Сперанского.
Исторические личности
- Александр I (1777-1825) – российский император, правил с 1801 по 1825 гг. Характеризовался стремлением к реформам и улучшению страны.
- Ф. Лагарп – швейцарский правовед и один из воспитателей Александра I. Ратовал за идеи либерализма и прогрессивные изменения в России.
- Павел I (1754-1801) – отец Александра I и бывший российский император. Влияние отца наследовалось Александром, особенно желание проводить парады и манёвры.
- П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей – члены Негласного комитета и близкие друзья Александра I. Их вкладом были осуществлены первые шаги нового царствования и проведены некоторые реформы.
- Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) – государственный деятель, инициатор либеральных реформ, направленных на ограничение самодержавия и введение представительных органов власти.
Конспект по теме “Начало правления Александр I”
- Начало правления Александра I
- Александр I взошел на престол в 1801 году, стремясь к либеральным преобразованиям.
- Отмена многих законов Павла I и восстановление Жалованных грамот в апреле 1801 года.
- Создание Негласного комитета для подготовки проектов законов.
- Негласный комитет
- Окружение Александра I, состоящее из близких друзей и единомышленников.
- Деятельность комитета с июня 1801 по май 1802 года
- Осуществление первых реформ.
- Отмена некоторых законов, помилование пострадавших при Павле, улучшение содержания заключённых, открытие границы.
- Реформа управления: учреждение министерств
- Указ 1802 г. об упразднении коллегий и создании 8 министерств.
- Образование министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения, коммерции.
- Учреждение Комитета министров для обсуждения общих вопросов управления.
- Принцип единоличной власти министров и линейности подчинения органов власти на местах.
- Участие Негласного комитета в правительстве:
- Вход всех членов комитета в состав правительства.
- Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – его заместитель.
- Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически возглавлял министерство иностранных дел.
- Реформа образования
- Указами 1803—1804 гг. Александр I заложил основы единой системы образования в стране.
- Была создана единая сеть учебных заведений.
- В приходских школах дети крестьян могли получить образование, в уездных училищах – дети мещан, а в губернских гимназиях – дети дворян.
- Страну была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом.
- Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).
- Политика в отношении крестьян
- Основой экономики в стране по-прежнему оставалось крепостное хозяйство.
- В 1801 г. Александр I предоставил право купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли.
- Указом от 20 февраля 1803 г. было разрешено помещикам освобождать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.
- В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: чётко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.
- Однако практическое применение данного указа было незначительным – лишь небольшое число крестьян смогли купить свою свободу.
- В Прибалтике реформы были направлены на показ примера для всей России.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский, выдающийся российский государственный деятель начала 19 века, сыграл ключевую роль в попытках модернизации Российской империи. Его реформы были направлены на создание правового государства и развитие гражданского общества.
Ранние годы и восхождение
- Родился в семье бедного священника.
- Получил образование в Санкт-Петербургском духовном училище.
- Работал личным секретарём князя Куракина, близкого к Павлу I.
Участие в Негласном комитете
- Сперанский был активным участником Негласного комитета, где обсуждались проекты реформ.
- Подготовил основу для министерской реформы, совместно с Кочубеем
Политические реформы
- В 1803 году предложил “Записку об устройстве правительственных и судебных учреждений в России”.
- Замысел заключался в ограничении самодержавия и переходе к конституционной монархии.
- Предлагал усиление роли среднего класса и предотвращение революционных потрясений, подобных французской революции Разработка “Плана государственного преобразования”
- В 1809 году составил общий план реформ, предусматривающий разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
- Предложил создание выборного учреждения для законодательной власти.
- Исполнительная власть должна была принадлежать министерствам, а судебная – Сенату
Препятствия и последствия
- Многие из его реформаторских проектов столкнулись с сопротивлением и не были полностью реализованы.
- Сперанский был отстранён от государственной службы, что привело к свёртыванию многих начатых им реформ
Вопросы и ответы
Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
- Император Александр I был известен своей многогранной личностью. Он обладал приятными манерами и умением налаживать общение с разными людьми. Двойственность его характера, проявляющаяся в неустойчивости настроения и склонности к мистицизму, могла быть обусловлена его воспитанием и влияла на его политику, делая её непостоянной и порой противоречивой.
Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
- Негласный комитет был создан с целью подготовки реформ, направленных на ограничение самодержавия и преобразование административной системы. Он сыграл ключевую роль в подготовке почвы для будущих экономических и политических реформ в России.
Дайте характеристику первых преобразований Александра I.
- Первые преобразования Александра I включали сокращение бюрократии, развитие науки и образования, а также укрепление государственной власти. Среди главных можно выделить создание Негласного комитета и введение религиозной свободы.
Почему проект Сперанского не был реализован?
- Проект Сперанского не был реализован из-за противодействия дворянства, недовольства столичной бюрократии и нерешительности самого императора, особенно после победы над Наполеоном в 1815 году.
Исторический документ
ИЗ УКАЗА АЛЕКСАНДРА I ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1803
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. <…> Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях земледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <…>
…Крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать её, закладывать и оставлять в наследие… равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казённой палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.
ИЗ «ПЛАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ»
М. М. СПЕРАНСКОГО
Положение наших финансов требует непременно новых и весьма нарочитых налогов, без чего никак и ни к чему приступить невозможно. Налоги тягостны бывают особенно потому, что кажутся произвольными. Нельзя каждому с очевидностью и подробностью доказать их необходимость. Следовательно, очевидность сию должно заменить убеждением в том, что не действием произвола, но точною необходимостью, признанною и представленною от Совета, налагаются налоги. Таким образом, власть державная сохранит к себе всю целость народной любви, нужной ей для счастья самого народа.
ИЗ ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА I. 1797 г.
Но когда же придёт мой черёд, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им.
ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПОПЕЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА Д. П. РУНИЧА
Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим.
- Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему? 2. Проанализируйте третий и четвёртый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
Дополнительные статьи
- Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.
- Начало правления Александр I. Реформы М.М. Сперанского
- Внешняя политика Александра 1 (1801-1812)
- Отечественная война 1812 года
- Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I 1813 – 1825 гг.
- Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
- Национальная политика Александра I
- Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX века
- Внутренняя политика Николая I
- Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов.
- Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века
- Общественное движение при Николае I
- Национальная и религиозная политика Николая I
- Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.
- Культура в первой половине XIX в. Наука и образование
- Культура первой половине XIX в. Художественная культура народов России.
- Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
- Александр II. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
- Реформы 1860—1870-х гг. Социальная и правовая модернизация
- Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
- Общественное движение при Александре II и политика правительства
- Национальная и религиозная политика Александра II
- Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Внутренняя и внешняя политика Александра III
- Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху
- Общественное движение в 1880—1890-х годах
- Народы Российской империи в 1860—1890-х годах
- Культура России второй половины XIX века
- Наука и образование второй половины XIX века
- Литература и искусство во второй половине XIX века