Наука и образование второй половины XIX века

Главная страница » История » История России » 8. Российская империя в XIX веке » Наука и образование второй половины XIX века

Конспекты, рабочие листы, схемы и презентации

Авторские материалы для учителей истории

Что посмотреть?
Наука и образование второй половины XIX века

Основные события

1859 г. — учение об эволюции и теория естественного отбора (Ч. Дарвин)
1864 г. — открытие микробиологической сущности инфекционных болезней (Л. Пастер)
1865 г. — законы наследственности (Г. И. Мендель)
1888 г. — доказательство существования электромагнитных волн (Г. Герц)
1895 г. — открытие рентгеновского излучения (В. К. Рентген)
1895 г. — классическая электродинамика в окончательном виде (X. Лоренц)
1896 г. — открытие радиоактивности (А. А. Беккерель), радиотелеграф Г. Маркони
1864 г. — Устав гимназий и прогимназий
1866 г. — создание Императорского русского исторического общества
1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов
1876 г. — электрическая «свеча» П. Н. Яблочкова
1878 г. — открытие высших женских Бестужевских курсов
1883 г. — в Москве открыт Исторический музей
1890 г. — начало издания «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона
25 апреля (7 мая) 1895 г. — демонстрация А. С. Поповым первого в мире радиопередатчика

Конспект по теме “Наука и образование второй половины XIX века”

1. Точные и естественные науки

Новые открытия и достижения:

  • Математика:
    • П. Л. Чебышёв – теория механизмов и машин.
    • С. В. Ковалевская – первая женщина-профессор математики (Стокгольмский университет).
  • Химия:
    • А. М. Бутлеров – теория химического строения органических соединений, первая в России химическая научная школа.
    • Д. И. Менделеев – Периодический закон химических элементов.
  • Физика:
    • А. Г. Столетов – изучение внешнего фотоэффекта, первый в мире фотоэлемент.
    • П. Н. Лебедев – доказательство существования давления света на твёрдые тела, первая в России научная физическая школа.
  • Физиология:
    • И. М. Сеченов – основы научной физиологии, химические процессы в основе высшей нервной деятельности.
    • К. А. Тимирязев – фотосинтез как процесс, играющий важную роль в поглощении углекислого газа и синтезе органических веществ.
    • С. П. Боткин – выявление и описание симптомов гепатита А (болезнь Боткина).
    • И. И. Мечников – фагоцитоз, защитная функция организма (Нобелевская премия 1908 г.).
  • Почвоведение:
    • В. В. Докучаев – фундаментальное исследование “Русский чернозём” (1883).
  • Физиология:
    • И. П. Павлов – работы в области физиологии пищеварения (Нобелевская премия 1904 г.), “Лекции о работе пищевых желёз” (1897).
  • Электротехника:
    • А. Н. Лодыгин – первая в мире электрическая лампа накаливания (1873).
    • П. Н. Яблочков – вариант электрической лампы на основе эффекта вольтовой дуги, производство ламп во Франции.
  • Авиация:
    • А. Ф. Можайский – попытки создания самолета (1882-1885).
  • Радио:
    • А. С. Попов – прибор для беспроводной связи (1895), День радио (7 мая), применение в Военно-морском флоте.
  • География:
    • Экспедиция 1856-1858 гг. Русского географического общества (П. П. Семёнов-Тян-Шанский) – открытие Тянь-Шаня, первая всеобщая перепись населения России (1897).
    • Н. М. Пржевальский – исследования Тибета, Монголии, Западного Китая, новые горные хребты, реки, озера, неизвестные породы животных.
  • Антропология и этнография:
    • Н. Н. Миклухо-Маклай – единство происхождения человеческих рас, проживание среди папуасов на Новой Гвинее, Берег Маклая, русские слова в языке жителей.

Важно

  • Развитие фундаментальных наук: Достижения российских ученых во многом опередили свое время и заложили основы для дальнейшего развития мировой науки.
  • Практическое применение: Открытия и изобретения имели огромное значение для развития промышленности, транспорта, медицины, связи и других сфер жизни.
  • Влияние на общество: Научные достижения способствовали повышению уровня жизни, улучшению здоровья людей, расширению кругозора и изменению мировоззрения.

2. Общественные и гуманитарные науки

Новые направления и идеи:

  • Социология:
    • М. М. Ковалевский – эволюция социальных и политических институтов.
  • История:
    • Императорское русское историческое общество (1866).
    • С. М. Соловьёв – “История России с древнейших времён” (29 томов), объективность оценки исторических деятелей и событий, внимание к истории общества.
    • Н. И. Костомаров – “Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей”, “российский Плутарх”.
  • Культурология:
    • Н. Я. Данилевский – “Россия и Европа” (1871), концепция “культурно-исторических типов”, теория мировых цивилизаций.
  • Богословие:
    • Митрополит Макарий (М. П. Булгаков) – “История Русской церкви” (12 томов), период от первых проповедников до раскола.
  • Философия:
    • Н. Ф. Фёдоров – “космизм”, человек как единое целое со вселенной, идеи Фёдорова интересовали Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского.
    • В. С. Соловьёв – учение о богочеловечестве, постепенное соединение божественного и человеческого начал.

Как российские власти поощряли развитие общественных и гуманитарных наук?

  • Создание учебных заведений: Открытие новых университетов, исторических и филологических факультетов, гимназий и реальных училищ.
  • Финансирование исследований: Выделение средств на научные экспедиции, публикации научных трудов, создание библиотек и музеев.
  • Поддержка научных обществ: Императорское русское историческое общество, Московское археологическое общество, Русское географическое общество.
  • Цензура: Контроль над публикациями, запрет “вредных” идей, но и стимулирование патриотических и монархических исследований.

3. Развитие высшего и среднего образования

Новые учебные заведения:

  • Университеты:
    • Одесский (1883).
    • Варшавский (1897).
    • Томский (1904).
  • Технические учебные заведения:
    • Петровская земледельческая и лесная академия (Москва).
    • Высшее императорское техническое училище (Москва, сейчас – МГТУ имени Н. Э. Баумана).
    • Электротехнический институт (Петербург).
  • Ж женские учебные заведения:
    • Женские гимназии (1862).
    • Высшие женские курсы (Бестужевские курсы, 1878).
    • Женский медицинский институт (Петербург, 1897).

Влияние общественного движения:

  • Требование доступности образования: Реформы 1860-х годов, создание системы прогимназий и реальных училищ.
  • Борьба за женское образование: Открытие женских гимназий и высших женских курсов.
  • Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками либерального и консервативного подходов к образованию.

4. Начальное образование

Реформы 1860-х годов:

  • “Положение о начальных народных училищах” (1864):
    • Доступность образования для всех сословий.
    • Программа обучения: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение.
    • Срок обучения: 2-4 года.
    • Совместное обучение мальчиков и девочек.
  • Расширение сети школ:
    • Увеличение количества начальных народных училищ.
    • Появление воскресных школ для взрослых.
  • Повышение уровня грамотности:
    • 1860 г. – около 6% населения.
    • 1897 г. – 18% населения.

Влияние общественного движения:

  • Требование всеобщего и бесплатного начального образования: Земская реформа 1864 года.
  • Борьба за просвещение народа: Деятельность земств, воскресных школ, просветительских обществ.
  • Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками светского и религиозного образования.

5. Профессиональное образование

Развитие:

  • Увеличение количества учебных заведений:
    • Промышленные училища.
    • Ремесленные школы.
    • Сельскохозяйственные школы.
  • Новые профессии:
    • Связаны с развитием промышленности и техники.
    • Бухгалтеры, инженеры, техники, рабочие на фабриках и заводах.
  • Повышение квалификации:
    • Создание курсов для переподготовки специалистов.

Влияние общественного движения:

  • Требование доступности профессионального образования: Развитие вечерних и воскресных школ для рабочих.
  • Борьба за права рабочих: Защита интересов рабочих, создание профсоюзов.
  • Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками государственного и частного профессионального образования.

6. Печать

Развитие:

  • Увеличение количества печатных изданий:
    • Газеты, журналы, книги.
  • Новые направления:
    • Сатирическая печать.
    • Детская литература.
  • Расширение аудитории:
    • Грамотное население, рабочие, крестьяне.
  • Влияние цензуры:
    • Контроль над содержанием печатных изданий.
    • Запрет “вредных” идей.

Влияние общественного движения:

  • Требование свободы печати: Борьба против цензуры.
  • Распространение нелегальной литературы: Листовки, брошюры, революционные издания.
  • Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками официальной и оппозиционной печати.

Важно:

  • XIX век стал периодом бурного развития науки, образования и печати в России.
  • Новые открытия и достижения оказали огромное влияние на жизнь общества.
  • Развитие общественных движений способствовало расширению доступности образования и информации.
  • Цензура и идеологическое противостояние были характерными чертами эпохи.

Заключение:

XIX век стал временем перемен и преобразований в России. Во всех сферах жизни общества, в том числе в науке, образовании, печати, происходили важные изменения. Эти изменения заложили основы для дальнейшего развития страны в XX веке.

Дополнительные статьи