Реформы 1860—1870-х гг. Социальная и правовая модернизация

Главная страница » История » История России » 8. Российская империя в XIX веке » Реформы 1860—1870-х гг. Социальная и правовая модернизация
Что посмотреть?
Реформы Александра 2

Основные события

  • 1861 г. – Отмена крепостного права
  • 1864 г. – Земская реформа
  • 1864 г. – Судебная реформа
  • 1870 г. – Городская реформа
  • 1874 г. – Всеобщая воинская повинность
  • 1863, 1871 гг. – Реформы университетов
  • 1865 г. – Цензурные реформы

Конспект по теме “Реформы 1860—1870-х гг.: Социальная и правовая модернизация”

Планы преобразований

  • Отмена крепостного права (1861 г.) повлекла за собой необходимость масштабных реформ в различных сферах:
    • Административная реформа: требовались коренные изменения в устройстве и управлении государством, основанные на принципах свободного труда.
    • Сословная реформа: модернизация общественных отношений требовала преобразования сословной структуры, отказа от сословных привилегий и продвижения принципов всесословности.
    • Экономическая реформа: свобода предпринимательства как условие развития экономики требовала совершенствования финансовых институтов и отмены излишней государственной регламентации.
  • Отсутствие целостного плана реформ: на начальном этапе ни правительство, ни либеральная бюрократия не ставили вопрос о комплексной системе преобразований.
  • Взгляды либеральной бюрократии: связь крестьянской реформы с другими преобразованиями понималась в общей форме. А.В. Головнин, помощник великого князя Константина Николаевича, предложил список первоочередных реформ:
    • веротерпимость;
    • реформа суда и полиции;
    • сокращение государственных расходов;
    • отмена откупов;
    • децентрализация управления.
  • Расширение сферы реформ: по мере реализации реформаторской деятельности, сфера преобразований расширялась. Россия вступила в период административно-правовой модернизации.

Политика после отмены крепостного права

  • Главная задача правительства после 19 февраля 1861 г.: успокоение сословий, затронутых отменой крепостного права.
  • Уступки дворянству: отставка инициаторов крестьянской реформы – министра внутренних дел С.С. Ланского и товарища министра Н.А. Милютина.
  • Назначение П.А. Валуева министром внутренних дел (1861 г.): умелый администратор, сторонник продолжения реформ.
  • Отчет Валуева императору (сентябрь 1861 г.): подтверждение факта использования войск для подавления крестьянских волнений, утверждение о необходимости продолжения реформ во всех сферах. Цитата: “Двинув крестьянский вопрос, надлежало вместе с ним или вслед за ним двинуть и все другие”.
  • Одобрение императором планов Валуева: начало разработки новых реформ.

Новая волна реформ

  • Определение обязанностей Совета министров (1861 г.): стал площадкой для обсуждения важнейших государственных вопросов, работал под председательством царя по образцу европейских кабинетов министров.
  • Официальное заявление о подготовке новых реформ (январь 1862 г.): судебная реформа, реформа земской и городской полиции, реформа образования, преобразования в государственной и удельной деревне.
  • Назначение на министерские посты представителей либеральной бюрократии (1862 г.):
    • Д.А. Милютин – военный министр;
    • М.Х. Рейтерн – министр финансов;
    • Д.Н. Замятнин – министр юстиции;
    • А.В. Головнин – министр народного просвещения.
  • Контроль императора над подготовкой реформ: Александр II сохранил за собой общий контроль над реформаторской деятельностью.

Стабилизация финансовой системы

  • Публикация росписи доходов и расходов империи (январь 1862 г.): шаг к гласности в государственных делах, попытка восстановить доверие иностранных инвесторов.
  • Необходимость финансовых преобразований: вызвана обесцениванием рубля, отказом в иностранных займах, расходами на крестьянскую реформу.

Реформы в финансовой сфере:

  1. Создание Государственного банка (1860 г.):
    • Замена прежних казенных банковских учреждений.
    • Цель: централизация кредитно-денежной политики, оживление промышленности, торговли и сельского хозяйства.
    • Препятствие: нехватка средств для кредитования.
    • Руководители: А.Л. Штиглиц (1860-1866 гг.), Е.И. Ламанский (с 1866 г.).
  2. Попытка денежной реформы (1862 г.):
    • Введение свободного обмена бумажных денег на монеты.
    • Провал из-за отказа в иностранных кредитах.
    • К идее денежной реформы вернулись только в конце XIX в.
  3. Реформирование Государственного контроля (с 1863 г.):
    • Руководитель: В.А. Татаринов.
    • Расширение полномочий: право внезапных ревизий практически всех ведомств (кроме Министерства императорского двора).
    • Введение гласности бюджета.
    • Реализация принципа «единства кассы»: все государственные выплаты и поступления проводились через Министерство финансов.
  4. Усовершенствование налоговой системы:
    • Неудачная попытка отмены подушной подати и перераспределения налогового бремени с крестьян на дворянство.
    • Сложности с выкупными платежами крестьян.
    • Невозможность повышения прямых налогов в условиях экономического застоя.
  5. Отмена откупной системы и введение акцизной (1863 г.):
    • Причины: низкое качество водки, производимой откупщиками, “трезвенное движение” 1838-1839 гг.
    • Суть реформы: свободная продажа вина при условии выплаты акцизного сбора.

Земская реформа

Земская реформа
  • Утверждение Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1 января 1864 г.): важный этап в развитии местного самоуправления.
  • Предшествующая работа: вопрос о местном управлении несколько лет рассматривался в Министерстве внутренних дел комиссией Н.А. Милютина.
  • Цели земской реформы:
    • оживление земской жизни;
    • противодействие административному произволу;
    • преодоление отсталости провинции.
  • Содержание земской реформы:
    • Создание земских учреждений: в уездах и губерниях.
    • Структура земских учреждений:
      • Распорядительные органы: уездные и губернские земские собрания (ежегодные).
      • Исполнительные органы: уездные и губернские земские управы (постоянно действующие).
    • Финансовая основа: право устанавливать местные сборы.
    • Компетенция земств: “местные хозяйственные пользы и нужды”:
      • благоустройство;
      • образование;
      • здравоохранение;
      • ветеринария;
      • социальное призрение;
      • страхование;
      • торговля и промышленность;
      • пути сообщения;
      • хлебные магазины;
      • строительство церквей;
      • содержание тюрем.
  • Земские выборы (каждые 3 года):
    • Куриальная система:
      • 1-я курия: дворяне-землевладельцы (от 200 десятин земли) и владельцы крупной недвижимости.
      • 2-я курия: купцы, владельцы предприятий, городские домовладельцы.
      • 3-я курия: крестьяне-дворовладельцы.
    • Порядок выборов: прямые выборы по 1-й и 2-й куриям, многоступенчатые – по 3-й.
  • Ограниченность земской реформы:
    • Фактическое доминирование дворянства: несмотря на всесословность, земства находились под контролем дворянства.
    • Государственный контроль: земства были подконтрольны местной администрации, губернатор мог приостановить любое решение земства.
    • Отсутствие общероссийского представительства: власти отвергли идею “увенчания здания”.
    • Географические ограничения: земства вводились только в 34 губерниях Центральной России, где преобладало русское дворянство.
    • Запрет на контакты между земствами и публикацию отчетов: опасение политизации земского движения.
  • “Третий элемент” в земствах:
    • Состав: врачи, учителя, ветеринары, статистики – земские служащие.
    • Характеристика: высокая общественная активность, бескорыстность, преданность делу просвещения.
    • Вклад: развитие образования и здравоохранения, создание системы страхования и кредита.
  • Попытка связать земскую реформу с реформой Государственного совета (П.А. Валуев):
    • Суть проекта: преобразование Госсовета в двухпалатный представительный орган.
    • Результат: проект отвергнут императором как конституционный.

Городское самоуправление

  • 16 июня 1870 г. – принято Городовое положение, дополнившее земскую реформу.
  • Причины реформы:
    • Бурное развитие городов как промышленных и торговых центров.
    • Рост городского населения.
  • Суть реформы:
    • Введение всесословных органов управления в более чем 500 городах:
      • Городские думы – распорядительные органы.
      • Городские управы – исполнительные органы.
    • Выборы в органы самоуправления на 4 года.
    • Во главе органов самоуправления – городской голова.
  • Избирательное право:
    • Мужчины старше 25 лет, платившие городские налоги и сборы.
    • Деление избирателей на 3 курии по размеру уплачиваемых налогов.
    • Лишены избирательных прав: рабочие, мелкие служащие, разночинная интеллигенция.
    • Господство в думах: капиталисты-промышленники, купцы, дворяне-домовладельцы.
  • Полномочия органов самоуправления:
    • Решение административно-хозяйственных вопросов:
      • Освещение, отопление, водоснабжение.
      • Городской транспорт.
      • Благоустройство, очистка от мусора.
    • Строительство школ, больниц, приютов, учреждений культуры.
    • Содержание пожарной охраны, городской полиции.
    • Контроль за благоустройством тюрем и казарм.
  • Относительная независимость от местной администрации в повседневной деятельности.
  • Жёсткое пресечение политических инициатив:
    • 1870 г. – отклонение обращения Московской городской думы к Александру II с поддержкой отмены условий Парижского мира.
    • Причина: расценено властями как требование конституции (свобода слова, совести, печати).
    • Отставка городского головы В.А. Черкасского.

Судебная реформа.

  • Причины реформы:
    • Недовольство старой судебной системой:
      • Запутанность судопроизводства.
      • Канцелярская тайна.
      • Мздоимство судейских чиновников.
      • Медленность.
      • Множество инстанций.
      • Разные суды для разных сословий и ведомств.
    • “У нас нет никакого правосудия” (К.П. Победоносцев).
  • Разработка реформы – группа юристов во главе с С.И. Зарудным.
  • 20 ноября 1864 г. – утверждение Александром II Судебных уставов.
  • Основные начала реформы:
    • “Суд скорый, правый, милостивый, равный”.
    • “Надлежащая самостоятельность” судебных учреждений.
    • Утверждение в народе “уважения к закону”.
  • Основные изменения:
    • Равенство всех граждан перед законом.
    • Независимость судебной власти.
    • Гласность и состязательность судопроизводства.
    • Введение новых правовых институтов:
      • Присяжные заседатели.
      • Присяжные поверенные (адвокаты).
    • Создание многоинстанционного суда:
      • Мировой суд:
        • Выборный.
        • Для малозначительных дел и мелких исков.
        • Скорое решение дел с учётом местных условий.
        • Мировые судьи:
          • Избирались земскими собраниями (в городах – думами).
          • Назначались местной администрацией (там, где не было земств).
          • Должны были соответствовать имущественному и образовательному цензу.
      • Коронный суд:
        • Окружной суд – низшая инстанция.
        • Судебная палата – высшая инстанция (одна на несколько губерний).
        • Председатели и члены палат и окружных судов:
          • Утверждались императором.
          • Несменяемы.
        • Судебные следователи:
          • Независимые и несменяемые чиновники.
          • Вели предварительное следствие по уголовным делам.
        • Требование юридического образования для всех судей.
        • Участие присяжных заседателей:
          • 12 человек.
          • Избирались из “добропорядочных” мужчин, не находящихся в услужении.
          • Могли быть крестьяне-дворовладельцы (но не рабочие и прислуга).
          • Высказывались о виновности/невиновности.
          • Мера наказания – прерогатива судьи.
        • Обжалование приговоров в судебной палате или Сенате.
      • Присяжные поверенные (адвокаты):
        • Участие в процессе.
        • Устное состязание со стороной обвинения (прокурор).
        • Защита подзащитных (смягчение участи, доказательство невиновности).
  • Ограничения реформы:
    • Не распространялась на окраины: Прибалтика, Польша, Сибирь, Средняя Азия, север Европейской России.
    • Постепенное введение новых судов (до конца XIX в.).
  • Противоречивость реформы:
    • Утверждение норм буржуазного права.
    • Появление выдающихся судебных деятелей.
    • Изменение отношения общества к суду (превращение судебных заседаний в общественное событие).
    • Неполная бессословность:
      • Сохранение особого порядка судопроизводства для военных и духовенства.
      • Разные инстанции и обычное право для народов окраин.
      • Стремление правительства сохранить сословную структуру общества.
    • Особый порядок судопроизводства для крестьян:
      • Волостные суды (органы крестьянского самоуправления).
      • Судьи из крестьян, судившие только крестьян.
      • Нормы обычного права и традиционные представления о справедливости.
      • 1863 г. – отмена телесных наказаний по приговорам гражданских и военных судов, но сохранение для крестьян по приговору волостных судов.
      • Юридическая неполноправность крестьян.
  • Позитивные изменения:
    • “Крестьянство… преодолевало все трудности… в общем, в пределах своего надела, с ограниченными потребностями своего быта, жило, в сущности, в достатке” (Г.Е. Львов).

Реформа системы народного образования

1. Университетская реформа (1863 г.)

  • Причины:
    • Рост потребности в квалифицированных специалистах
    • Необходимость отмены ограничительных мер, принятых после 1848 г.
  • Основные положения Университетского устава 1863 г.:
    • Восстановление автономии университетов (за исключением Варшавского, Дерптского и Гельсингфорсского)
    • Создание 4 факультетов в 5 российских университетах (Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском и Киевском): медицинский, физико-математический, юридический, историко-филологический.
    • Выборность профессорского и преподавательского состава.
    • Руководящая роль Совета университета.
    • Платное обучение.
    • Университетский суд для рассмотрения проступков студентов.
    • Собственная цензура для университетов.
    • Право беспошлинного ввоза иностранной научной литературы.
    • Повышение профессорского жалования и статуса университетских должностей.

2. Развитие начального и среднего образования (1864 г.)

  • Начальное образование:
    • Инициатива открытия школ передана общественным силам (земствам).
    • Контроль правительства через училищные советы (уездные и губернские).
    • Типы начальных школ:
      • Земские
      • Частные
      • Казенные и министерские
      • Церковно-приходские
    • Особенности начальных школ:
      • Бесплатное обучение.
      • Смешанные классы.
      • Срок обучения: 2-4 года.
      • Предметы: чтение, письмо, счет, Закон Божий, естествознание.
  • Среднее образование:
    • Создание всесословных семиклассных платных гимназий:
      • Классические: углубленное изучение древних языков (латинский, греческий), право поступления в университет без экзаменов.
      • Реальные: упор на точные науки, льготы при поступлении в технические учебные заведения (позднее преобразованы в реальные училища).
    • Несмотря на декларируемую доступность, среднее образование оставалось привилегией обеспеченных слоев.

3. Становление женского образования

  • Среднее образование:
    • Открытие женских училищ в губерниях (1860-е гг.).
    • Преобразование училищ в женские гимназии (1870 г.).
    • Цель – воспитание «жен и матерей семейства».
    • Быстрый рост числа женских гимназий.
  • Высшее образование:
    • Доступ женщин к лекциям в университетах на правах вольнослушательниц (1861 г.), вскоре отменен.
    • Создание частных высших женских курсов с университетскими программами (1870-е гг.).
    • Проблемы: недостаток финансирования, отсутствие доступа выпускниц к государственной службе.
  • Расширение сферы женского труда:
    • Работа телеграфистками в Финляндии (1864 г.).
    • Доступ к работе в сфере счетоводства, воспитания и медицины (начало 1870-х гг.).

Цензурная реформа (1865 г.)

  • Причины:
    • Торможение развития прессы из-за предварительной цензуры.
    • Невозможность издания ежедневных новостных газет.
  • Суть реформы:
    • Введение карательной цензуры (вначале для столичной прессы).
    • Издания выходили без предварительного просмотра.
    • За публикацию «предосудительных материалов» налагались штрафы, административные наказания, закрытие или приостановка издания.
  • Результаты:
    • Развитие прессы, но и ужесточение самоцензуры.

Военная реформа

  • Причины:
    • Поражение в Крымской войне.
    • Необходимость модернизации армии.
  • Основные преобразования (1860-е – 1870-е гг.):
    • Сокращение срока службы до 15 лет (с 7-летним отпуском).
    • Улучшение условий службы нижних чинов: отмена телесных наказаний, расследование случаев побоев, обучение грамоте.
    • Реформа местного военного управления (1864 г.): разделение территории на военные округа.
    • Создание Главного штаба (1865 г.).
    • Реорганизация системы подготовки офицеров:
      • преобразование кадетских корпусов в военные гимназии.
      • создание военных и юнкерских училищ (доступ к офицерскому корпусу для не дворян).
      • пересмотр программ обучения в военных академиях.
    • Усиление боевой подготовки:
      • деление войск на полевые и местные.
      • упразднение армий и корпусов.
      • перевооружение: винтовки Бердана, нарезные орудия.
  • Введение всеобщей воинской повинности (1874 г.):
    • Утверждение Устава о воинской повинности (1 января 1874 г.)
    • Военная служба для мужчин от 21 до 40 лет.
    • Срок службы: 6 лет (армия), 7 лет (флот) + запас + ополчение.
    • Образовательный ценз: сокращение срока службы для образованных.
    • Льготы и изъятия (по сословному, имущественному, религиозному, национальному признакам).
    • Призыв по жребию из-за превышения числа призывников над штатом армии.
  • Значение военной реформы:
    • Создание современной армии.
    • Повышение грамотности мужского населения.
    • Сохранение сословного характера офицерского корпуса.
    • Проблемы с интендантской частью.

Заключение

Великие реформы Александра II, особенно отмена крепостного права, дали толчок модернизации России.

Однако:

  • Реформы не затронули высшие органы власти.
  • Сохранились сословная структура общества и политическое господство дворянства.
  • Россия оставалась единственной неограниченной монархией в Европе.
  • Они затронули все стороны общественной жизни, заложили основы для модернизации страны.
  • Вместе с тем реформы имели свои ограничения и не всегда были последовательны.

Дополнительные статьи