Что посмотреть?
Основные события
1859 г. — учение об эволюции и теория естественного отбора (Ч. Дарвин)
1864 г. — открытие микробиологической сущности инфекционных болезней (Л. Пастер)
1865 г. — законы наследственности (Г. И. Мендель)
1888 г. — доказательство существования электромагнитных волн (Г. Герц)
1895 г. — открытие рентгеновского излучения (В. К. Рентген)
1895 г. — классическая электродинамика в окончательном виде (X. Лоренц)
1896 г. — открытие радиоактивности (А. А. Беккерель), радиотелеграф Г. Маркони
1864 г. — Устав гимназий и прогимназий
1866 г. — создание Императорского русского исторического общества
1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов
1876 г. — электрическая «свеча» П. Н. Яблочкова
1878 г. — открытие высших женских Бестужевских курсов
1883 г. — в Москве открыт Исторический музей
1890 г. — начало издания «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона
25 апреля (7 мая) 1895 г. — демонстрация А. С. Поповым первого в мире радиопередатчика
Конспект по теме “Наука и образование второй половины XIX века”
1. Точные и естественные науки
Новые открытия и достижения:
- Математика:
- П. Л. Чебышёв – теория механизмов и машин.
- С. В. Ковалевская – первая женщина-профессор математики (Стокгольмский университет).
- Химия:
- А. М. Бутлеров – теория химического строения органических соединений, первая в России химическая научная школа.
- Д. И. Менделеев – Периодический закон химических элементов.
- Физика:
- А. Г. Столетов – изучение внешнего фотоэффекта, первый в мире фотоэлемент.
- П. Н. Лебедев – доказательство существования давления света на твёрдые тела, первая в России научная физическая школа.
- Физиология:
- И. М. Сеченов – основы научной физиологии, химические процессы в основе высшей нервной деятельности.
- К. А. Тимирязев – фотосинтез как процесс, играющий важную роль в поглощении углекислого газа и синтезе органических веществ.
- С. П. Боткин – выявление и описание симптомов гепатита А (болезнь Боткина).
- И. И. Мечников – фагоцитоз, защитная функция организма (Нобелевская премия 1908 г.).
- Почвоведение:
- В. В. Докучаев – фундаментальное исследование “Русский чернозём” (1883).
- Физиология:
- И. П. Павлов – работы в области физиологии пищеварения (Нобелевская премия 1904 г.), “Лекции о работе пищевых желёз” (1897).
- Электротехника:
- А. Н. Лодыгин – первая в мире электрическая лампа накаливания (1873).
- П. Н. Яблочков – вариант электрической лампы на основе эффекта вольтовой дуги, производство ламп во Франции.
- Авиация:
- А. Ф. Можайский – попытки создания самолета (1882-1885).
- Радио:
- А. С. Попов – прибор для беспроводной связи (1895), День радио (7 мая), применение в Военно-морском флоте.
- География:
- Экспедиция 1856-1858 гг. Русского географического общества (П. П. Семёнов-Тян-Шанский) – открытие Тянь-Шаня, первая всеобщая перепись населения России (1897).
- Н. М. Пржевальский – исследования Тибета, Монголии, Западного Китая, новые горные хребты, реки, озера, неизвестные породы животных.
- Антропология и этнография:
- Н. Н. Миклухо-Маклай – единство происхождения человеческих рас, проживание среди папуасов на Новой Гвинее, Берег Маклая, русские слова в языке жителей.
Важно
- Развитие фундаментальных наук: Достижения российских ученых во многом опередили свое время и заложили основы для дальнейшего развития мировой науки.
- Практическое применение: Открытия и изобретения имели огромное значение для развития промышленности, транспорта, медицины, связи и других сфер жизни.
- Влияние на общество: Научные достижения способствовали повышению уровня жизни, улучшению здоровья людей, расширению кругозора и изменению мировоззрения.
2. Общественные и гуманитарные науки
Новые направления и идеи:
- Социология:
- М. М. Ковалевский – эволюция социальных и политических институтов.
- История:
- Императорское русское историческое общество (1866).
- С. М. Соловьёв – “История России с древнейших времён” (29 томов), объективность оценки исторических деятелей и событий, внимание к истории общества.
- Н. И. Костомаров – “Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей”, “российский Плутарх”.
- Культурология:
- Н. Я. Данилевский – “Россия и Европа” (1871), концепция “культурно-исторических типов”, теория мировых цивилизаций.
- Богословие:
- Митрополит Макарий (М. П. Булгаков) – “История Русской церкви” (12 томов), период от первых проповедников до раскола.
- Философия:
- Н. Ф. Фёдоров – “космизм”, человек как единое целое со вселенной, идеи Фёдорова интересовали Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского.
- В. С. Соловьёв – учение о богочеловечестве, постепенное соединение божественного и человеческого начал.
Как российские власти поощряли развитие общественных и гуманитарных наук?
- Создание учебных заведений: Открытие новых университетов, исторических и филологических факультетов, гимназий и реальных училищ.
- Финансирование исследований: Выделение средств на научные экспедиции, публикации научных трудов, создание библиотек и музеев.
- Поддержка научных обществ: Императорское русское историческое общество, Московское археологическое общество, Русское географическое общество.
- Цензура: Контроль над публикациями, запрет “вредных” идей, но и стимулирование патриотических и монархических исследований.
3. Развитие высшего и среднего образования
Новые учебные заведения:
- Университеты:
- Одесский (1883).
- Варшавский (1897).
- Томский (1904).
- Технические учебные заведения:
- Петровская земледельческая и лесная академия (Москва).
- Высшее императорское техническое училище (Москва, сейчас – МГТУ имени Н. Э. Баумана).
- Электротехнический институт (Петербург).
- Ж женские учебные заведения:
- Женские гимназии (1862).
- Высшие женские курсы (Бестужевские курсы, 1878).
- Женский медицинский институт (Петербург, 1897).
Влияние общественного движения:
- Требование доступности образования: Реформы 1860-х годов, создание системы прогимназий и реальных училищ.
- Борьба за женское образование: Открытие женских гимназий и высших женских курсов.
- Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками либерального и консервативного подходов к образованию.
4. Начальное образование
Реформы 1860-х годов:
- “Положение о начальных народных училищах” (1864):
- Доступность образования для всех сословий.
- Программа обучения: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение.
- Срок обучения: 2-4 года.
- Совместное обучение мальчиков и девочек.
- Расширение сети школ:
- Увеличение количества начальных народных училищ.
- Появление воскресных школ для взрослых.
- Повышение уровня грамотности:
- 1860 г. – около 6% населения.
- 1897 г. – 18% населения.
Влияние общественного движения:
- Требование всеобщего и бесплатного начального образования: Земская реформа 1864 года.
- Борьба за просвещение народа: Деятельность земств, воскресных школ, просветительских обществ.
- Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками светского и религиозного образования.
5. Профессиональное образование
Развитие:
- Увеличение количества учебных заведений:
- Промышленные училища.
- Ремесленные школы.
- Сельскохозяйственные школы.
- Новые профессии:
- Связаны с развитием промышленности и техники.
- Бухгалтеры, инженеры, техники, рабочие на фабриках и заводах.
- Повышение квалификации:
- Создание курсов для переподготовки специалистов.
Влияние общественного движения:
- Требование доступности профессионального образования: Развитие вечерних и воскресных школ для рабочих.
- Борьба за права рабочих: Защита интересов рабочих, создание профсоюзов.
- Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками государственного и частного профессионального образования.
6. Печать
Развитие:
- Увеличение количества печатных изданий:
- Газеты, журналы, книги.
- Новые направления:
- Сатирическая печать.
- Детская литература.
- Расширение аудитории:
- Грамотное население, рабочие, крестьяне.
- Влияние цензуры:
- Контроль над содержанием печатных изданий.
- Запрет “вредных” идей.
Влияние общественного движения:
- Требование свободы печати: Борьба против цензуры.
- Распространение нелегальной литературы: Листовки, брошюры, революционные издания.
- Идеологическое противостояние: Борьба между сторонниками официальной и оппозиционной печати.
Важно:
- XIX век стал периодом бурного развития науки, образования и печати в России.
- Новые открытия и достижения оказали огромное влияние на жизнь общества.
- Развитие общественных движений способствовало расширению доступности образования и информации.
- Цензура и идеологическое противостояние были характерными чертами эпохи.
Заключение:
XIX век стал временем перемен и преобразований в России. Во всех сферах жизни общества, в том числе в науке, образовании, печати, происходили важные изменения. Эти изменения заложили основы для дальнейшего развития страны в XX веке.
Дополнительные статьи
- Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.
- Начало правления Александр I. Реформы М.М. Сперанского
- Внешняя политика Александра 1 (1801-1812)
- Отечественная война 1812 года
- Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I 1813 – 1825 гг.
- Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
- Национальная политика Александра I
- Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX века
- Внутренняя политика Николая I
- Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов.
- Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века
- Общественное движение при Николае I
- Национальная и религиозная политика Николая I
- Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.
- Культура в первой половине XIX в. Наука и образование
- Культура первой половине XIX в. Художественная культура народов России.
- Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
- Александр II. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
- Реформы 1860—1870-х гг. Социальная и правовая модернизация
- Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
- Общественное движение при Александре II и политика правительства
- Национальная и религиозная политика Александра II
- Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Внутренняя и внешняя политика Александра III
- Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху
- Общественное движение в 1880—1890-х годах
- Народы Российской империи в 1860—1890-х годах
- Культура России второй половины XIX века
- Наука и образование второй половины XIX века
- Литература и искусство во второй половине XIX века